Наверх

Сколько будет стоить молоко в России в 2016 году?

25.02.2016

Ключевым параметром для молочной промышленности является закупочная стоимость литра молока. Отслеживая характеристику в динамике и выявляя ключевые факторы, влияющие на цену, можно получить общую картину состояния отрасли.

Точка отсчета сегодня — данные Росстата. По ним, для сравнения, в начале 2013 года средняя цена на молоко составляля 16 руб./л. По оперативным данным ведомственного еженедельного мониторинга, на агропродовольственном рынке средневзвешенная цена сельскохозяйственных производителей по Российской Федерации на 18 февраля 2016 на сырое молоко составила 21,85. руб./л.

Какие факторы влияют на цену? Будет ли она продолжать расти и какими темпами? Таких факторов несколько, и каждый можно выделить как равнозначно ключевой.

Рост потребления. Начиная с 2000-х годов в России наметился относительно медленный, но стабильный рост потребления молока и молочных продуктов. Если в 1999 мы имели порядка 150 кг в год на человека, то сегодня, по данным «Союзмолоко», это уже 230 кг на одного человека. Рост внутреннего потребления создает рынок большего объема, при росте покупательской способности в «нулевые» спрос двигался постепенно к продуктам с более высоким качеством.

Поддержка государства. В текущем году на всю молочную отрасль выделено 29 млрд. рублей. Отдельно на молочные интервенции на рынке потратят 900 млн руб. С учетом дальнейшего выкупа и продажи молока на рынке производители смогут получить около 3 млрд. рублей: на 1 руб. государственных расходов придется 3 руб. дополнительного дохода производителя. В России уже действует похожий механизм зерновых интервенций: сельхозпроизводители могут продать зерно государству в период сбора урожая и низких рыночных цен по фиксированной цене, а затем выкупить за те же деньги, чтобы продать на рынке, но уже с наценкой. Госагент по зерновым интервенциям — ОАО «Объединенная зерновая компания». По данным Минсельхоза, в натуральном выражении годовой объем интервенций сухого молока может составить 10000 т (3000 т цельного и 7000 т обезжиренного). Всего же в России в 2015 году было произведено около 127300 т этого продукта, а также сухих сливок. А с 2003 по 2015 в стране произвели по 30,5 млн. тонн сырого молока.

Сезонность. Обычно в период с мая по август цены на сухое молоко, по данным Союзмолока, колеблются в районе 131500 руб. за тонну сухого обезжиренного молока и 189400 руб. за тонну сухого цельного. Зато зимой цена поднимается: в декабре 2015 г. обезжиренное молоко в среднем стоило 147500 руб./т (+10,6% по сравнению с летом, данные Союзмолока).

Степень обеспеченности собственным молоком. Интересно, что в период с 2009 до 2014 года, согласно данным Министерства сельского хозяйства, наблюдались колебания вокруг 80% уровня самообеспечения молока и в 2015 г. этот показатель медленно пошел вверх.

Рост производства. Общий прирост с 2009 г. по 2015 г. пока еще не превышает 10%.

При этом динамика надоя резко положительная: за период 2009–2014 средний надой по стране вырос почти четверть (на 24%). Интересно, что здесь одним из примеров эффективного хозяйствования может служить ЗАО «Золотая нива» в Смоленской области, особенно на фоне регионального развития. Включая самые современные технологии и методы производства.

Региональное развитие разнонаправленное и неоднородное. При отсмотре показателей производства молока в хозяйствах всех категорий оказалось, что в разных местах все может кардинально отличаться. Так, например, за 7 лет (2007–2014) наибольший рост обеспечили Воронежская, Свердловская области и Ставропольский край, а наибольшее снижение произошло в Тверской, Пензенской и Костромской областях.

Все еще не решены до конца системные проблемы развития отрасли: логистика, селекция и генетика, земельный вопрос, высокие темпы роста стоимости ресурсов, процентные ставки по кредитам, цена ГСМ, удобрений, электричество, стоимость подключения к коммуникациям. Темпы роста стоимости энергоносителей, ГСМ и минеральных удобрений значительно превышают темпы роста стоимости сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Поэтому окупаемость проектов в отрасли достигает 10–15-и лет.

В результате, решая системные проблемы в производстве молочной продукции с опорой, прежде всего, на рост рентабельности производств и увеличения качества продукции, мы получим устойчивый рост отрасли и сможем нивелировать сезонные, производственные и рыночные факторы.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ