Наверх

Итоги уходящего года: молочная промышленность

28.12.2015

Непростой год для сельского хозяйства в целом и для молочной промышленности в частности подходит к концу. Это был год вызовов: от высокой процентной ставки и закрытия рынка капиталов до импортозамещения и реализации продовольственной безопасности на практике. Посмотрим на уходящий год в молочной промышленности с помощью цифр, которые нам кажутся ключевыми для понимания ситуации на рынке.

Ключевые цифры года:

1.Важно, что, несмотря на достаточно высокую инфляцию, молоко не стало лидером по росту цен. По итогам ноября 2015 года Росстат отчитался, что потребительская инфляция за год составила 15% (к ноябрю 2014 года). Продовольствие за этот период подорожало в среднем на 16,3%. Более всего выросло подсолнечное масло (44,6%), сахар-песок (30,2%), крупы (28,5%), рыба (24,9%), овощи (24,3%), цены на некоторые сорта дорогих сыров удвоились. При этом отраслевые союзы и надзорные органы наблюдали рост объема контрафактной или просто некачественной продукции, например, сыров и майонеза (где 4 из 5-и банок на полке оказывались проблемными). По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в ноябре средняя цена сельхозпроизводителей на сырое молоко увеличилась на 3,8% в сравнении с октябрем и составила 21,1 руб./кг. В 2014 году средний уровень цен на сырое молоко в ноябре составлял 20,1 руб./кг, что на 4,6% ниже текущего уровня.

2.Поголовье молочных коров в России необходимо увеличить примерно на один миллион, как заявляет министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Это позволит увеличить производство молока на 7–8 миллионов тонн и таким образом обеспечить страну молоком на 95 процентов. По итогам 2015 года поголовье коров в хозяйствах всех категорий, по предварительным оценкам, сократится на 2% и составит к концу года около 8,3 млн. голов.

3.Снижение покупательной способности населения смещает спрос в сторону более дешевых товаров, производимых с использованием заменителей молока, таких как пальмовое масло. Его импорт за 9 месяцев 2015 года возрос на 30%. Итого за 3-й квартал – 702 000 тонны.

4.В январе – октябре 2015 г. производство сельхозпродукции составило 2,5 трлн. руб. – на 17% больше, чем годом ранее, сказано в отчете Счетной палаты.

5.Россия за 11 месяцев этого года экспортировала в Китай продукции АПК на $1,2 млрд., что на 25% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Как сообщает Минсельхоз России, это произошло за счет роста поставок кукурузы, муки, орехов, мороженой рыбы и ракообразных, соевых бобов, рапса, растительных масел (соевого, подсолнечного, рапсового) и другой продукции.

6.В последние три года – 2013–2015 гг. – государство выделило на поддержку сельского хозяйства 618,6 млрд. руб. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев просит выделить еще триллион рублей на полный цикл импортозамещения. В 2014 году Минсельхоз довел до аграриев почти все выделенные деньги – 98,9% (в 2013 г. – 99,9%), в 2015 на 1 ноября этот показатель составил немногим более 75%, по данным аудиторов Счетной палаты.

7.По итогам 9 месяцев текущего года объем производства сырого молока снизился на 0,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 24 172,9 тыс. т. В сельскохозяйственных организациях произведено 11 331,5 тыс. т сырого молока (или 46,9% от общего объема), в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 1 561,6 тыс. т (6,5%), в хозяйствах населения – 11 279,8 тыс. т (46,7%). При этом увеличение производства в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах на 2,4% нивелировалось сокращением производства в хозяйствах населения на 3,3%, в результате чего общий объем производства снизился. Вместе в тем, октябрьские объемы производства сырого молока всеми категориями хозяйств оказались выше соответствующих прошлогодних на 0,6% (2 380 тыс. т против 2 366 тыс. т).

8.По итогам 2015 года ожидается снижение объемов производства сырого молока до 30,4 – 30,5 млн т за счет продолжающегося сокращения поголовья коров в сельхозорганизациях и личных подсобных хозяйствах, что окажется на 1% меньше объемов 2014 года.

9.По итогам 9-и месяцев 2015 года объем производства товарного молока, по оценкам Союзмолоко, составил около 15,4 млн. т, снизившись в сравнении с тем же периодом прошлого года на 0,3%. Наибольший объем товарного молока традиционно произведен в сельхозорганизациях (68%, 10,5 млн. т). Хозяйства населения несмотря на самую низкую товарность (34%) произвели около 25% товарного молока (3,8 млн. т).

10.В производстве сыра по итогам года ожидается сохранение тенденции увеличения объемов относительно уровня прошлого. В результате производство цельномолочной продукции может составить около 11,6 млн. т, сыров – 455 тыс. т, сырных продуктов – 135 тыс. т, сливочного масла – 260 тыс. т.

11.По данным ФТС России, совокупный импорт молока и молокопродуктов снизился по итогам 10 месяцев текущего года на 27% (до 5 338 тыс. т в пересчете на молоко на общую сумму 1 532 млн. долларов США), однако в сравнении с аналогичным периодом 2014 года импорт из так называемых «внесанкционных» стран остается выше примерно на 4%, то есть некоторый объем импорта «заместился» не внутренним производством, а импортом из других стран.

12.По итогам текущего года ожидается сокращение доли импорта в товарных ресурсах внутреннего рынка молока и молокопродуктов до 15-18% (а при оценке по товарному молоку – до 25%), в результате объем импорта составит около 7,0-7,1 млн. т.

Из данных цифр выстраиваются следующие тенденции на молочном рынке:

1.Дефицит сырого молока и обоснованное отсутствие возможности нарастить производство в краткосрочный период, стабильный уровень производства молока, сокращение поголовья коров, значительный удельный вес низкотоварных хозяйств населения в производстве сырого молока.

2.Снижение средней доходности производителей и переработчиков молока в связи с повышением себестоимости его производства и переработки на фоне девальвации национальной валюты.

3.Увеличение доли фальсификата на молочном рынке; В итоге вырисовывается картина, что в следующем году наиболее эффективные производители, которые строго относятся к качеству своей продукции еще больше увеличат отрыв и смогут нарастить свою долю на рынке. Похоже, что вместе с импортозамещением и продовольственной безопасностью производители уделят внимание эффективности производства и продвижения своей продукции.


Станислав ЖУРАКОВСКИЙ