Наверх

Ценовые диспропорции усилились. Однако государство повернулось лицом к модернизации

02.07.2015

Из всех проблем отечественного сельского хозяйства вопросы модернизации актуальны постоянно. Ведь жизнь идет и требует все больших объемов производства, меняются требования и к экологическим свойствам продукции. Качественное преобразование производительных сил и совершенствование производственных отношений, как определяется в XXIвеке – модернизация, были учтены и при составлении Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. Согласно этой программе, производительность труда в сельском хозяйстве к указанному сроку надлежит повысить как минимум в 4 раза.

Неизвестно, пришли бы мы к таким показателям с обычной «интенсивностью» преобразований на селе или эта концепция стала бы очередной словесной попыткой «догнать и перегнать Америку», однако с введением санкций для России и с принятием ответных мер события приняли другой оборот. Ведь ситуация, в условиях которой была принята вышеупомянутая программа, до последнего времени практически не менялась. Безусловно, некоторые сельскохозяйственные предприятия внедряли прогрессивную технику и активно использовали ресурсосберегающие технологии. Однако на общем фоне эти достижения выделялись мало.

В большинстве случаев обеспечение полей техникой сокращалось, при этом постоянно рос средний уровень ее износа, уменьшались объемы внесения удобрений и затраты на культуротехнические мероприятия. По-прежнему оставался низким удельный вес племенного скота в общем поголовье. Предприятия агросектора не проводили отбор лучших сортов, а то и вовсе не протравливали семена. Лишь немногие сельхозпредприятия сочли важным для своего развития сотрудничество с научными институтами.

О причинах такой неказистой в целом ситуации догадаться нетрудно. Многие руководители объясняли свое отношение к нововведениям отсутствием источников финансирования. Ведь год от года на аграриев увеличивали давление ценовые диспропорции в межотраслевом обмене. Они выражались в том, что закупочные цены на продукцию сельхозпредприятий относительно инфляции росли медленно, а то и вовсе падали, в то время как тарифы на электроэнергию и цены на горюче-смазочные материалы росли постоянно и менее робко.

Уровень бюджетной поддержки был низким, причем госвливания чаще доставались преимущественно крупным и экономически сильным хозяйствам. Но и те средства приходили нередко с опозданием относительно сезонных работ. Коммерческие банки предоставляли кредиты по высокой процентной ставке.

Помимо недостатка финансирования, выделялись и другие проблемы, которые сдерживали инновационную активность сельских хозяйств. К ним относились дефицит квалифицированных работников, отсутствие развитой структуры для инноваций, их высокая стоимость и длительная окупаемость. Также отмечались низкий уровень оповещения о новинках техники и технологий, частое несоответствие инноваций потребностям хозяйства.

Что изменилось в последнее время для аграриев? Тут, как бывает, образовались два ряда новостей – хорошие и плохие. Ценовая диспропорция увеличилась и стала менее стабильной, внешнеэкономические условия, такие как падение курса рубля, ухудшились, санкции затронули комплектующие для сельскохозяйственной техники и тому подобное – это все, естественно, плохо. Однако государство, наконец-то, повернулось к сельхозпроизводителю лицом и заговорило с ним об ускорении политики импортозамещения.

А любое ускорение без модернизации не обходится, на экстенсивных технологиях здесь не выехать. Соответственно, финансирование сельскохозяйственного сектора, в том числе и инноваций, вышло в приоритет. Сказать, что средства будут выделены в исчерпывающей мере – слукавить. Потому как условия, которые нам выставили страны Запада, требуют вливания и в другие сферы. Но то, что развитие технической и технологической базы сельскохозяйственных предприятий будет финансироваться лучше – это факт. Более всего радует, что наряду с выделением средств создается система контроля над их использованием, что для нашей страны весьма актуально.

Помимо проведения стимулирующей инвестиционной политики требуется осуществить целый ряд нововведений, как то: создать действенную систему обеспечения инновационного процесса; расширить уровень взаимодействия сельскохозяйственных предприятий с организациями научно-образовательной сферы (в том числе и по вопросам подготовки кадров); организовать эффективную информационно-консультационную службу; создать механизмы интеграции предприятий АПК в кооперативные и холдинговые структуры. Эти и многие другие меры позволят оперативно решить большинство проблем модернизации сельского хозяйства как одной из основных задач, стоящих на данном этапе развития нашей страны.

 

Владислав ЩЕРБАК