Наверх

Импортозамещение: свой взгляд Леонида Холода

22.06.2015

Продолжаем представлять мнения по вопросу об импортозамещении в российском сельском хозяйстве. Ситуацию с тем, на какой мы сегодня находимся стадии импортозамещения, и что необходимо для этого процесса, прокомментировал Леонид Холод, доктор экономических наук, в прошлом заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РФ.

— На какой сегодня стадии процесса импортозамещения мы находимся? Что сделано для продовольственной безопасности?

— Импортозамещение по разным группам совершенно по-разному выглядит с точки зрения цифр и с точки зрения механизма. Если мы хотим импортозаместиться по молоку и по говядине, например, то нужно принять какую-то госпрограмму, вполне себе серьезную и дорогостоящую, и реализовывать. Для этого желающие заниматься говядиной могли бы получить очень долгосрочные кредиты, по возможности дешевые, но кредиты под 25 %, которые сегодня на рынке есть, совершенно непригодны.

Фермеры должны сначала спроектировать, построить ферму, потом закупить скот, причем вся эта картина будет продолжаться очень долго. Если говорить о молочном секторе или о крупном рогатом скоте, при интенсивной работе на импортозамещение здесь требуется немало лет.

Нужно время и по свиноводству, но там покороче цикл, поэтому побыстрее немножко. Лет пять. Что касается птицы – там года три.

По перерабатывающей промышленности же в принципе при наличии сырья импортозаместиться можно очень быстро: здесь не нужно, например, долго и упорно строить достаточно сложные животноводческие комплексы или покупать дорогостоящий скот, выращивать его, ждать пока он будет продуктивным.

Как можно говорить об импортозамещении спустя год в некоторых секторах, если объективно цикл производства в них предполагает годы? Вот что касается зерна, например, то там нам не нужно импортозамещаться, потому что мы его производим с избытком по отношению к внутренним потребностям. Вот если разовьется животноводство, то нужно будет говорить об увеличении зернопроизводства – животноводство серьезный потребитель зерна.

Сейчас для того, чтобы получить субсидирование кредита, вы должны кредит занять, у вас соответственно должны быть залоги, а какие залоги у вновь начинающегося производства? Закладывать-то нечего…

У нас слабые позиции, хотя могли бы быть гораздо сильнее с плодоводством, в частности с яблоками и сливой. Там тоже должны быть долгоиграющие кредиты – лет так семь – от закладки сада до плодоприношения. Нужно вести речь о механизме кредитования или безналоговом проектном финансировании, потому что многим просто нечего закладывать. Что касается грантов, то должно отчетливо понимать, что это такое – гранты на разработку чего-то или же – это гранты уже на производство.

В общем – самые непростые направления, это, конечно, молоко со всеми продукциями его переработки, это – крупный рогатый скот со всеми продукциями переработки, и это плодоовощи со всеми продуктами переработки. Сложно там, где у нас не высокий уровень производства, сильно отстающие от показателей доктрины, реалии, отстающие от потребностей населения, и там же вы соответственно наблюдаете в ценах магазина неадекватность.

Почти то же самое с мелким рогатым скотом – овцами, козами и соответственно с продукцией, которую они дают. Вот что касается курятины, то там ситуация нормальная, так как придерживались проекта царской компенсации, включая царские проценты, а тогда и кредиты были, налоговая база была у селян.Это подействовало и в современных условиях, и они развились достаточно быстро, сейчас получают доход от эффекта.

Есть перспективы и со свининой: там много было проектов заложено, и они сейчас начали работать, что связано и с нормальным производством зерна, нормальным производством моркови…

Еще одна проблема. Сегодня село имеет задолженность больше, чем его годовой объем производства по стране. Это не только задолженность, которая давит, а еще и налоговая база завязана за эту задолженность. И проблему тоже надо решить, потому что без того невозможно развить импортозамещение.

Записал Станислав ЖУРАКОВСКИЙ