Наверх

Для успешного развития импортозамещения необходимо совершенствование взаимодействия с государством

15.06.2015

Начиная разговор об импортозамещении, стоит заметить, что такое направление развития производства стало приоритетным отнюдь не после недавних санкций. Первым стимулом для роста этого процесса стал кризис 1998 года. Именно с той поры Россия, наметив путь самоопределения, целенаправленно проводила политику импортозамещения. Благодаря такой стратегии, уже в 1999 году мы стали говорить о росте ВВП. Кризис 2008-2009 годов также «подлил масла в огонь».

Что касается сельского хозяйства, то в 2000-е годы процесс выразился в значительном росте производства мяса, сахара и особенно – того же подсолнечного масла.

В то же время президент России Владимир Путин в 2000-е годы не считал импортозамещение самоцелью. Ведь ситуация в развитии внешнеторговых отношений складывалась в целом благоприятная. Процесс импортозамещения шел успешно, в том числе и с отечественным производством продовольствия. Поэтому санкции 2014-2015 года отнюдь не провоцировали, а лишь подстегнули необходимость ускоренного роста отечественного производства.

В создавшейся ситуации аграрии не могут обойтись без государственной поддержки. Простые российские аграрии, на которых оказывает давление девальвация, экономический спад и важность соблюдения новых правил в рамках ВТО, довольствуются помощью государства, которая выражена в субсидирование процентной ставки. Однако здесь возникает посредник в виде банка. В связи с тем, что механизм господдержки аграриев и здесь оказался не выработанным, стала повсеместной практика несвоевременного возмещения процентных ставок по субсидированным кредитам. Аграрии теряют. Ведь отчасти государство платит не производителям сельхозпродукции, а банкам.

Что касается крупных инвестиционных проектов в сектор сельского хозяйства, то и здесь сказывается несовершенство финансовой системы – банкам неинтересно финансировать производство. Да, есть правительственная программа поддержки через проектное финансирование, однако здесь требуется снизить требования к проектным показателям, в частности, нижнюю планку капитала и объем софинансирования со стороны инициатора проекта. Условия должны стать более благоприятными.

Новые позитивные инструменты поддержки сельскохозяйственного сектора, в частности, прямое субсидирование небольших фермерских хозяйств, по-прежнему находятся на стадии разработки и внедрения. По мнению самих фермеров, лишь каждый пятый желающий стать фермером получает грант, а потому в совокупной доле эти меры незначительны, как бы широко они не освещались.

Но механизм помощи государства аграриям – не основная проблема процесса. Дело в том, что импорт (в том числе и продовольствия) составляет столь значительный объем, что на скорейшее развитие собственного производства понадобятся значительные затраты. Найти их в полном объеме для всех сфер, требующих импортозамещения, на данный момент не представляется возможным.

Например, объем необходимого финансирования для полного импортозамещение по трем категориям мясной продукции (свинина, птица, мясо крупного рогатого скота), по оценкам специалистов, составляет 394,6 млрд. рублей. Государственная программа, рассчитанная до 2020 года, предусматривает выделение средств в размере 218,74 млрд. рублей. К тому же процесс наращивания поголовья в этих категориях требует много времени. Одним-двумя годами здесь не обойтись.

В сфере садоводства аграрии нуждаются в особой поддержке. Это важное направление отстает как в плане технологическом, так и финансовом. В Европе, в той же Польше, на всех этапах – от закладки сада до хранения и реализации товара – существует солидная государственная поддержка садоводства. В России на момент требования ускорения процесса импортозамещения, такие меры во многих регионах были сведены к нулю. А ведь новый сад тоже за один год не вырастить.

Действующий механизм федеральной господдержки сегодня не учитывает мелочи. Нет четкого ориентирования сельского хозяйства по регионам, где условия и ресурсы для производства той или иной продукции наиболее благоприятны. В целях создания благоприятных условий финансирования не выделены особые регионы, на долю которых приходится более четверти всего валового объема продукции сельского хозяйства. А их всего семь. Словом, пока недочетов много.

И все же, при всей многогранности проблем, позитивные успехи в сфере импортозамещения среди российских компаний агропромышленного комплекса были отмечены даже журналом Forbes. К тому же, с назначением нового министра сельского хозяйства – бывшего Краснодарского края губернатора Александра Ткачева – появились определенные надежды на перелом ситуации в области обеспечения продуктивности инструментов господдержки аграриев, на исправление прежних недочетов финансирования.

Владислав ЩЕРБАК