Наверх

Сельскохозяйственное производство нуждается в масштабном изменении кредитной политики

15.06.2015

Вопрос кредитования сельскохозяйственных производств более чем актуален. Деньги — это кровь бизнеса, без них он просто не может функционировать. На сельхозпроизводства сезонность налагает большую ответственность за финансовое здоровье предприятия. Об особенностях выдачи кредитов сельхозпроизводителям поговорили с директором подмосковной компании «Совхоз им. Ленина» Павлом Грудининым.

 

— Где сегодня сельхозпроизводителям и под какой процент выдают деньги на оборотные средства? Как у нас со ставками сегодня? Под какой процент дают кредиты и на сколько?

 

Кредиты дают под взносы 22% а иногда и больше. ФЗ 14-68 для ставки 15% компенсируется из федерального бюджета, и региональные власти тоже имеет право компенсировать еще 2%, поэтому в зависимости от того, как ты договоришься, как правильно построите кредитную историю, там могут быть изменения. Вопрос в другом. У нас сама система возврата кредитов очень порочна. Получается следующее, что ты должен заплатить все 22-24% сразу банку, потом тебе государство возмещает средства при подаче всех документов. Получается такая штука, что возврат кредитов задерживается из государства предприятию на 3-6-9 месяцев. Ты оформил документ, сдал все на компенсацию, а тебе говорят: «Вы знаете мы сейчас денег федеральных еще не получили, у нас пока не определился порядок». В результате задержки вымываются оборотные средства из бюджетов предприятий. Это не выгодно. И сейчас министр [сельского хозяйства, Ткачев, — прим. редакции] дал команду разработать новый порядок и попытаться регулировать этот вопрос, чтобы государство дало команду госбанкам самим обращаться к чиновникам.

 

— Павел Николаевич, а для сравнения – если брать кредит на долгий срок в России, все равно ставка будет большой?

 

Она повсеместно такая. Сможем ли мы с этой процентной ставкой конкурировать с Западом, который знает что такое 4% годовых на 20-40 лет. А у нас эта ставка 7% годовых в лучшем случае и максимум на 15 лет. Но это все такие пролонгации и на западе 2-4% годовых не считается поддержкой. Это просто обыкновенная процентная ставка. А мы почему-то все субсидированные кредиты записали в поддержку государства. Как будто они помогают. А на самом деле – неправда, они помогают банкам. Дают им возможность получить кредиторов. Если бы процентная ставка не субсидировалась, то вообще бы банки никому не выдали кредит под 22% — это заградительная процентная ставка, тут никогда бизнес не построишь. Поэтому мы прописываем у себя меры поддержки, которые по сути ими не являются.

 

— Получается, что кредиты должны быть доступны при ставке в 2%?

 

Конечно. Мы вступили в ВТО, и так получилось, что мы конкурируем на своем рынке с польскими яблоками или голландской картошкой. Естественно, мы должны быть в равных условиях. А у нас налоги выше, у нас процентная ставка выше, у нас население более бедное. Ну как можно конкурировать в таких условиях? Даже с белорусами и казахами конкурировать не можем, у них и то лучше и экономические условия, и процентная ставка.

 

Беседовал Станислав ЖУРАКОВСКИЙ