Наверх

История законопроекта добычи в техногенных россыпях

28.06.2017

Одним из важных аспектов развития отрасли золотодобычи становится законотворческая инициатива.

Некоторые вопросы давно требуют решения. Например, взаимодействие добывающих компаний, регулирующих органов и техногенных россыпей.

Фактически, если сегодня это отходы (в законодательном смысле), то всем было бы выгодно некоторые техногенные отходы перевести в категорию минеральных ресурсов и упростить доступ к ним. Это позволило бы нарастить интенсивный путь развития золотодобывающей отрасли, увеличить производительность труда и реально позаботиться об экологии.

Все началось еще в мае 2010 года, когда Магаданская областная дума обратилась в Государственную думу с инициативой упрощения доступа к техногенным россыпям. Отдельно было указано, что проект не потребует финансирования из бюджета, и этот параметр сохраняется до сих пор.

Затем прошла регистрация законопроекта в ГД РФ, после чего тот был направлен в профильный Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Тогда отзыв от Правительства отмечал, что законодатели не прописали понятие «техногенных россыпей», и в сентябре 2010 года закон был отправлен на доработку.

Следующим этапом законопроект предложил отклонить ответственный Комитет по природопользованию. Это произошло в ноябре 2010 года. В заключении на проект ФЗ №386903-5 указывались несколько пунктов. Во-первых, указывалось отсутствие расшифровки понятия «техногенных россыпей». Во-вторых, дополнительно указывалось, что отказ от конкурсных процедур на россыпи — это потенциально коррупциогенный фактор. В-третьих, отказ от конкурсных процедур предоставления участков недр в целях отработки техногенных россыпей якобы приведет к выпадающим доходам федерального бюджета (хотя их и не было бы, так как это, на сегодняшний день, просто отходы). В-четвертых, отказ от госэкспертизы может привести к бесконтрольной добыче и невозможности вести единый госреестр запасов. И в-пятых, исключение техногенных россыпей из числа учета участков недр противоречит нормам статьи 28 Закона «О недрах». По итогам переносов и рассмотрений закон был отклонен в первом чтении 25 января 2011 года.

Фактически же оказалось, что все аргументы законодателей в данном виде можно было проработать. Понятие техногенных россыпей достаточно возможно ввести в законодательство ввиду того, что они имеют достаточно очерченные параметры и не имеют двойных толкований. Что и требуется для однозначного понимания вопроса. Отказ от конкурсных процедур вполне может быть пересмотрен и доработан. Ведь, например, сегодня техногенные россыпи вообще не приносят денег в бюджет. А при решении законодательных вопросов вполне стали бы еще одним источником дохода. Госэкспертиза также возможна при условии рентабельности добычи. Ну и отдельные поправки в закон «О недрах» в связи с введением нового понятия вполне могут быть внесены.

Закон не рассматривали 5 лет, пока не обсудили в январе прошлого года на одном из круглых столов ситуацию с техногенными россыпями и не решили вернуться к острому вопросу. Сегодняшняя реальность — это подготовленные в конце мая поправки в Роснедрах в ФЗ «О недрах». Фактически новые предложения решают накопившиеся вопросы. И чем быстрее они будут приняты, тем лучше для отрасли.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ