Наверх

Ситуация на мировом рынке молока и «Золотая нива»

08.06.2016

Ценовой индикатор IFCN (International Farm Comparison Network) продемонстрировал падение цен на молоко на 61% за 2 года и 3 месяца. Это самое продолжительное и самое значительное падение цены за последние 10 лет.

Последний ценовой пик на молочном рынке был достигнут в феврале 2014 года, когда цена (комбинированная цена IFCN) составляла 56 долларов США за литр. Комбинированная цена IFCN учитывает мировые индикаторы цен на СОМ и масло — 35%, сыр и сыворотку — 45% и ЦСМ — 20%. Что это может означать для отрасли в мировых масштабах, и что этому может противопоставить отечественный производитель, обсудим в данной статье.

  1. В мировом масштабе наметился передел рынка и выход на арену новых производителей. По данным IFCN в 2014 г. тройку лидеров составили Dairy Farmers of America (США), Fonterra (Новая Зеландия) и Lactalis (Франция). Индийская компания Amul переместилась за два года с 20-й на 15-ю позицию. К 2014 г. несколько возрос показатель концентрации на переработке молока по сравнению с 2007 г., но он все еще остается на низком уровне. Топ-20 компаний в 2013 г. переработали приблизительно 25% произведенного молока и 40% всего полученного в мире молока. В 2007 г. показатель переработки произведенного молока составлял 22%. Многие компании, вошедшие в топ-20, увеличили потребление молока более чем на 40% с 2007 г. Прежде всего это относится к таким компаниям как Arla, RFC, DMK, Soodial, Amul, Yili, Mengniu, Lactalis и Saputo. В то же время многие американские компании, DFA, Dean, Land O’Lakes, California Dairies, сохранили потребление молока на прежнем уровне или даже снизили его. То есть производство молока и молочных продуктов в развивающихся странах растет.

  2. Мировые цены на молоко могут быть связаны с ценами на нефть. «Мировые цены на нефть являются серьезным драйвером, влияющим на производство и потребление молока, а через эти показатели и на цену на молоко» — такой точки зрения придерживается директор IFCN Торстен Хемме. Достаточно наложить друг на друга два графика: цены за литр молока и цены на нефть и увидеть прямую корреляцию. Это может быть связано с лихорадкой на одном из главных товарных рынков — нефтяном.

  3. Рост производства и цен будет поддерживаться, прежде всего, на развивающихся рынках. Исходя из первого пункта и тренда на рост в развивающихся рынках нужно учитывать, в первую очередь, эффект низкой базы и приведение цифр потребления к развитым странам. Китай, Индия, Россия — огромные рынки. Перспективы роста настолько серьезные, что крупные инвестиции государств и частных инвесторов в ближайшие годы не заставят себя ждать. Падение общемировой цены, этой «средней температуры по больнице», связана, как нам кажется, с укреплением доллара и падением мировых валют. Поэтому просто «цена за литр в мире» — не тот показатель, на который стоит ориентироваться серьезному инвестору. Каждый регион стоит отдельной кропотливой работы и рассмотрения. Как минимум для России после падения рубля важно понимать, что сегодня гораздо выгоднее развивать собственное производство по нескольким причинам: относительно высокая покупательская способность населения, крупный рынок, низкий уровень потребления молочной продукции по сравнению с развитыми рынками.

  4. Региональная продукция может заместить «мегапроекты». В России мегапроекты всегда любили. Идею гигантского завода продать, конечно, проще, нежели сеть компактных и эффективных предприятий малого и среднего размера. Много в таких случаях говорится об эффекте масштаба и сокращении издержек. Но на деле может получиться совершенно наоборот. Рост непрофильных расходов, бюрократическая неповоротливость и, как следствие, отсутствие гибкости на рынке. Средние же предприятия хорошо чувствуют рынок, способны быстро переориентироваться в случае необходимости. При этом быть эффективными и использовать наиболее современные и совершенные системы производства, быть лидерами региональных рынков. За примером далеко ходить не нужно: в Смоленской области сегодня лидирует ЗАО «Золотая нива» — как раз такое предприятие нового типа, производящее более 3000 тонн молока в год.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ