Наверх

При общем росте потребления молока модель «Золотой нивы» продуктивна

01.06.2016

Роспотребнадзор отмечает улучшение ситуации с питанием у жителей России за последние 10 лет, хотя потребление жиров до сих пор остается избыточным. 

По данным ведомства, избыток потребления жира в рационе жителей России составляет сегодня 15%, при том что дефицит белка — 12%, углеводов — 16%. То есть восемь из десяти россиян потребляют недостаточное количество белка. Насколько быстро будет расти потребление молочной продукции в новых сложных условиях, и какие модели производства могут сегодня успешно работать и развиваться?

Среди сложностей стоит выделить растущую долю импорта и рост цен на продукты. С января по март 2016 года доля импорта в потреблении сыров увеличилась на 3,4%, творога и творожных продуктов — на 1,4%, сухого цельного молока — сразу на 11,7%. Импорт в эконом-сегменте сливочного масла также вырос — на 8,8%. Такой рост может вынудить отечественных производителей снизить цены на продукцию, в результате чего есть риск увеличения числа фальсификатов. В целом индекс цен на продукты в 2015 году вырос на 20 процентных пунктов, что существенно выше, чем годом ранее (9,7).

В данных условиях на рост потребления могут повлиять три фактора:

  1. Продвижение потребления молочных продуктов в рацион населения. Рекламная отрасль научилась продавать даже совсем ненужные, на первый взгляд, продукты. Польза же от молочной продукции неоспорима, что несколько упрощает задачу. Одним из успешных примеров можно считать акцию «Три молочных продукта в день» в соавторстве с Национальным союзом производителей молока.
  2. Регуляция дешевого импорта в Россию. С одной стороны, сложность ситуации состоит в том, что дешевый импорт совсем закрывать нельзя — вырастут цены на продукты. Но, с другой, постепенное снижение доли дешевого импорта и реальная работа над созданием импортозамещающих предприятий позволяет отбросить необходимость в запретительных мерах, которые так любят некоторые чиновники.
  3. Создание инвестиционных проектов на местах для роста производства сырого молока. Важно, что первые три холдинга на молочном рынке занимают менее 20%. Рынок не консолидирован, что позволяет создавать сильных региональных игроков с относительно устойчивой финансовой моделью. По похожему пути, как ни странно, проходили, например, японские сталелитейные заводы в конце 90-х — начале 2000-х. В новой экономической реальности требовалась гибкость, скорость реакции, мобильность. Огромные гиганты старой формации обеспечить гибкость не могли. Тогда в Японии была создана сеть небольших (по сравнению с гигантами отрасли) заводов с новыми гибкими технологическими линиями и совершенно другой скоростью принятия решений о выпуске. И постепенно, год за годом, Япония отвоевала себе самые дорогие контракты на производство, в том числе на сложный авиационный алюминий. Поэтому большой размер производства может и не дать нужного эффекта.

В новых условиях важнее скорость, технологичность и надежность партнера. Отличный пример такого подхода — лидер Смоленской области ЗАО «Золотая нива» (под управлением ИК «Арлан»). С производством более чем в 3000 тонн молока в год компания вкладывается в самые современные технологии во всей производственной цепочке (и этому положительному примеру могут следовать множество компаний на нашем рынке), получает партнерства со всемирно известными брендами и достаточно гибка в производстве для удовлетворения нужд самого строгого заказчика.


Станислав ЖУРАКОВСКИЙ