Наверх

Транспортный пищевой хаб в Смоленской области?

27.04.2016

На сегодняшний день для производителей молока складываются две важные тенденции. Первая — увеличение цен на молочные продукты. Вторая — рост молочных продуктов в корзине отечественного потребителя.

Формирование рынка может пойти по универсальному сценарию: рост скорости доставки скажется на дальнейшем потреблении продукта, но для этого необходимо решить транспортный вопрос.

Одна из идей — построить инфраструктуру «транспортных хабов» (когда основная часть наиболее популярной продукции концентрируется в инфраструктуре для хранения и переработки). Одним из таких хабов теоретически может стать Смоленская область. Благодаря удобному транспортному расположению в ЦФО и возможности местных производителей молока, среди которых лидирует ЗАО «Золотая нива», создать пилотный проект в данной сфере — более чем реально.

Что касается цен на молоко и молочные продукты, то восходящий ценовой тренд для основных видов молочной продукции на текущий момент сохраняется, как в промышленном сегменте, так и в розничном. По итогам марта 2016 года молоко и молочная продукция в рознице стали дороже на 0,8% (+7,1% за год). По данным отчета, подготовленного Национальным союзом производителей молока, по итогам марта 2016 года молоко питьевое пастеризованное у промышленных производителей за месяц подорожало на 0,2% и стоило в среднем 34,9 руб/л (+4,9% в сравнении с мартом прошлого года). В розничном сегменте молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5–3,2% жирности стало дороже на 0,6% и реализовывалось в среднем по 48,2 руб/л (+4,0% за год).

Повышению цен на молоко способствует сохраняющийся в условиях общего снижения спроса на молочные продукты потребительский спрос на цельномолочную продукцию (в том числе на питьевое молоко).

Относительно же растущего потребления можно сказать, что это во многом становится и государственной задачей. Министерство труда хочет приблизить потребительскую корзину россиян, утвержденную еще в 2013 году, к нормам здорового питания и добавить в нее молочные продукты. При составлении новой корзины министерство обещает учесть «рекомендации специалистов» и проанализировать «изменения в потреблении малообеспеченных групп граждан, а также населения в целом за последние годы». Также улучшение качества потребкорзины приведет к росту ее стоимости. Насколько поднимется в цене корзина, пока неизвестно. В нее будут закладывать цены 2017 года — именно к этому времени будет готова новая корзина.

Поэтому именно государство может помочь производителям и обеспечить страну необходимой транспортно-логистической инфраструктурой. По сути, для развитого региона, такого как ЦФО, это наличие складов класса А, транспортная доступность и правильно рассчитанная логистика. Пилотный проект может быть опробован на базе лидеров Смоленщины.

1. ЗАО «Золотая нива», более 3300 тонн молока в год. Лидер области, расположен в Сафоновском районе Смоленской области. В ближайших планах развития компании «Золотая нива» на Смоленщине — расширение инфраструктуры и рост стада. Компания поставляет продукцию для международного бренда «Эрманн».

2. ЗАО «Шуйское», 3000 тонн молока в год. «Шуйское» расположено в Вяземском районе. Свою деятельность предприятие ведет с 1992 года, являясь одними из старожилов области. Предприятие поставляет молоко для отечественного бренда «Простоквашино».

3. ООО «Балтутино», 2630 тонн молока в год. «Балтутино» расположено в Глинковском районе. Хозяйство «Балтутино» было образовано в 2009 году на базе колхоза «Правда», созданного в 1953 году.

С учетом тройки наиболее крупных предприятий области и роста производства молока в Смоленской и соседних областях – выстраивание инфраструктуры хранения и переработки выглядит достаточно интересным проектом и может быть реализовано как в рамках полностью государственного, так и государственно-частного партнерства.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ