Наверх

Как избавиться от некачественных продуктов из пальмового масла?

20.04.2016

Министерство сельского хозяйства передумало вводить акциз на пальмовое масло. Вместо этого решили ставить на продукцию обязательную маркировку о наличии растительных жиров в продуктах питания. 

Замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов заявил, что введение акцизов на пальмовое масло является преждевременной мерой, которая в борьбе с фальсификатом на молочном рынке не поможет. Каковы объемы ввоза в Россию пальмового масла, и что можно противопоставить фальсификату?

За 11 месяцев 2015 года в Россию было импортировано 794 тыс. тонн пальмового масла, пригодного для производства пищевых продуктов, что на 23,6% больше, чем в 2014 году. В денежном выражении объем импорта оценивается в $580,7 млн., как подсчитали в объединении «Союзмолоко». Нижний ценовой сегмент, все «сметанки», «маслица» и «молочные напитки» занимают сегодня, по разным оценкам, от 25% рынка (например, сырные продукты имеют 25% в объемном выражении). Стоит пальмовое масло около $570 за тонну — в пять раз меньше, чем молочный жир ($2900). А штрафы за фальсификацию состава или неточное описание варьируются в пределах от 10 до 50 тысяч рублей. Исходя из этого необходимое очищение рынка может состояться благодаря следующему комплексу мер.

1. Продолжение медиа-кампании государства о вреде чрезмерного употребления пальмового масла. Граждане должны понимать, чем хорошие продукты отличаются от плохих и что кроется за формулировками «молочный напиток», а также в чем состоит вред употребления пальмового масла. Планомерное и грамотное разъяснение этих основ даст в долгосрочной перспективе эффект оздоровления граждан, рост потребления качественных и здоровых продуктов. Это постепенно выдавит вредные продукты с нашего рынка.

2. Привнесение на рынок инноваций. Ставка на инновации, которые в самом начале по затратам обходятся дороже систем предыдущих поколений, в среднесрочной перспективе дает множество преимуществ: и оптимизацию затрат, и качество выше среднего по рынку, и возможность выиграть по другим необходимым параметрам конечного продукта. С другой стороны, требовательными могут быть не только покупатели, но и контрагенты с поставщиками. Общий курс на эффективность и качество приведет в итоге к новому уровню продукции на рынке. В числе тех компаний, которые отвечают этим двум требованиям, можно выделить ЗАО «Золотая нива» в Смоленской области. С одной стороны, «Золотая Нива» делает ставку на инновации в производстве, с другой — сотрудничает с требовательным и надежным поставщиком в лице всемирно известной компании Ehrmann, что и приводит к высокому качеству готовой продукции.

3. Маркировка продукта. Конечный потребитель должен знать состав того, что ежедневно попадает к нему на обеденный стол. При этом отдельные составляющие должны выделяться особо, те же пальмовые масла или глутамат натрия. Тем более, необходимо указывать не просто содержание пальмового масла, а создать прозрачную классификацию его качества, ведь некоторые производители молока умудряются добавлять техническое или неочищенное пальмовое масло в пищевую продукцию.

4. Борьба с фальсификатом. Сегодняшние штрафы в 50 тыс. рублей за фальсификацию состава экономически неэффективны. Штрафы за неуказание пальмового масла в составе или другие добавки должны быть увеличены в разы — тогда и риск перевесит экономическую выгоду. Только лишь надзорными органами здесь не обойтись, необходимо подключение гражданских активистов и сторонних организаций по типу «Росконтроля». Неотвратимость наказания и риск быть выдавленным с рынка заставит тех производителей, которые пытаются за счет фальсификата выжить, уйти навсегда.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ