Наверх

Эффективный путь инвестпроекта актуален для ЗАО «Золотая нива»

13.04.2016

На рынке инвестпроектов в России сложилась парадоксальная ситуация. C одной стороны, относительно низкая конкуренция , высочайший потенциал роста и господдержка, с другой стороны, ставки по кредитам под 20% и выше, нетерпение части околоинвестиционных кругов и повторение отраслью некоторого предыдущего негативного опыта.

На деле же существует отдельная категория инвестпроектов и инвесторов, которые собственным примером показывают, как можно работать. Особенность этих примеров — умение извлекать уроки из сложившихся ситуаций.

Если говорить о инвестиционных проектах в молочное животноводство, то необходимо учесть конъюнктуру рынка. Возьмем 2013 год. В России складывалась сложная ситуация в молочном животноводстве. По официальной статистике, объемы производства молока-сырья упали на 5% по стране, по данным Союзмолока — на 10%, а местами и на 15-20%. При этом спрос на свежие молочные продукты за 2011–2013 гг. рос на 5-9% в год.

Из-за дефицита усилилась конкуренция за сырое молоко, в итоге средняя по стране закупочная цена литра первого сорта базисной жирности, по данным Минсельхоза, достигла на 21 октября 2013 года 16 рублей (без НДС), что на 25-30% больше, чем в 2012 г. На Урале цифры начала ноября 2013-го были таковы: в Курганской области — 16,3 рубля; в Тюменской — 17; в Челябинской и Свердловской — 17,5; в Башкортостане и Оренбурге — 20. Себестоимость конечного продукта у переработчиков тоже выросла — на 15%. На полках средние потребительские цены на цельное пастеризованное молоко на конец октября составили 37 рублей за литр (плюс 12,8% к тому же периоду 2012 года). В некоторых регионах цены на молочную продукцию повышались каждую неделю на 40-60 копеек.

Почему случился провал по молоку-сырью? Эксперты называли «бермудский треугольник» негативных факторов. Рухнул коридор закупочной цены, которым Союзмолоко по договоренности с правительством вело сельхозпроизводителей: ФАС сочла, что это нерыночный метод. Рухнул и прежний баланс поступления белорусской продукции — соседям дали безграничный доступ на наш рынок, и они принялись сильно демпинговать. Повлияли вступление в ВТО и отказ снижения ввозных пошлин — импорт вырос на 20%. Этот опыт в регулировании и нужно учитывать при нынешних стартах инвестпроектов в животноводстве. 

Отсюда делаем вывод: есть 3 фактора, которые влияют на конъюнктуру рынка молочного животноводства и инвестпроектов в России. 

1. Работа государства в связке с экспертным сообществом. В условиях глобализации и правил ВТО, которые сильно против протекционизма на домашних рынках, роль грамотных точечных усилий государства резко вырастает. Вместо государственных мегапроектов — поддержка эффективных производств. Вместо открытого рынка – стимулирующее регулирование, когда все нацелено на экстенсивный и интенсивный рост местных производств. Особенная роль отводится работе с экспертным сообществом внутри и вне страны.

2. Снижение кредитных ставок и усиление господдержки Борцы за «чистый» глобализм не учитывают тех фактов, что поддержка фермера в Японии, Европе, США, гораздо сильнее, чем принято у нас считать. На тот же литр молока субсидий перечисленных государств просто кратно больше. Поэтому не нужно стесняться протекционизма производителя и верить в сказки о «чистом рынке» и «невидимой руке». С другой стороны, важно работать с «кровью» бизнеса — деньгами и их доступностью. Снижение кредитных ставок позволит расширять производства и открывать новые, закупать эффективное оборудование и системы, которые на старте стоят дороже. Это напрямую повлияет на срок окупаемости инвестиций в стране.

3. Внедрение новых технологий и развитие рентабельности производств — одна из ключевых и самых необходимых мер на рынке. Пока еще средний показатель надоев в молочном животноводстве и общая эффективность труда ниже, чем в ЕС и США. Производительность труда — одна из наиболее приоритетных задач. Притом, что все технологии сегодня на рынке доступны, это уже вопрос времени и стоимости внедрения. Что тоже напрямую влияет на срок окупаемости инвестиционных проектов.

Те компании, которые смогли «переварить» этот опыт, например, Danone, TH true MILK, ЗАО «Золотая Нива» (под управлением Инвестиционной компании «Арлан») получат гораздо большие возможности на рынке. Например, лидер Смоленской области «Золотая Нива» поступательно вводит новые мощности, своевременно и повсеместно внедряет новые технологии и модернизирует все производство. Это как раз и позволяет нарастить эффективность вместе с ростом качества готовой продукции.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ