Наверх

Сырные снеки в России. Каковы перспективы?

17.12.2015

В этом году за 11 месяцев в России было произведено 13,48 млн. тонн сырого молока. Производство увеличилось на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в ноябре 2015 года в отрасли произведено на 3,4% больше молока крупного рогатого скота, чем в ноябре 2014 года — 1074,213 тыс. тонн. В данном контексте необходимо упомянуть и про увеличение надоев в среднем на одну корову в стране.

Стоит отметить, между прочим, и предприятие «Золотая нива» в Сафоновском районе Смоленской области, которое из года в год внедряет передовые технологии в производстве.

Если в ближайшие годы также будет наблюдаться подобный рост, то в один момент встанет вопрос не только о цене за литр готовой продукции, но и о максимизации прибыли в данной сфере. Одним из перспективных направлений может стать производство сыров и сырных снеков на молочной основе.

Потребность в быстром перекусе достаточно очевидна: ритм жизни все больше ускоряется, поесть просто некогда. Второй важный тренд — это ориентация потребителя на здоровый образ жизни и потребление не только экологически чистой, но и полезной продукции. Совместим два тренда — и получим снек на основе сыра. На этом рынке достаточно очевидны как плюсы, так и минусы. К плюсам относится высокая рентабельность на единицу продукции, относительно несложное производство и отсутствие сезонности в этом бизнесе. Минусы: высокая стоимость выхода на рынок из-за маркетинговых расходов, сложность в позиционировании и брендинге. Несмотря на кажущееся разнообразие на магазинных полках, мы, по сути, потребляем одно и то же. Ассортимент продуктов питания кратно меньше ассортимента стран Западной Европы или США. Поэтому и место на рынке сегодня может найтись всем. Тем более что на этом рынке сегодня присутствует несколько важных закономерностей.

Общее потребление сыра в мире растет. Производство сыра выросло с 4,72 млрд. кг в 2010 году до более, чем 5,17 млрд. кг в 2014 году по данным Национальной сельскохозяйственной статистической службы США.

Статистика также показывает, что потребители по-прежнему делают выбор в пользу натуральных сыров, а не обработанных. Категория натурального продукта с августа 2014-го по август 2015 года увеличилась на 6,5% до $12,7 млрд на рынке США. Между тем в категории плавленых сыров сильных изменений не отмечено. В то время как долларовые продажи категории упали только на 0,2% до $3,1 млрд., производство сократилось на 5,3% до $836 млн. По мнению ряда экспертов, сегмент плавленых сыров в последние годы снижает показатели в связи с потребительским мнением о том, что их употребление вредно для здоровья, и они сделаны с помощью неестественных ингредиентов. По статистике, один из шести американских потребителей, приобретающих сыры (17%), избегает покупать плавленый сыр. Аналитическая компания Mintel также отмечает, что пищевые мотивы также популярны: 46% потребителей покупают сыр, чтобы увеличить потребление кальция, в то время как 45% покупают, чтобы увеличить потребление белка.

Для нашего рынка эти данные показывают, как будет вести себя потребитель через несколько лет. Дело в том, что большая часть трендов, от электроники до питания, приходит на наш рынок как раз из США через Европу. Это позволяет наиболее дальновидным предпринимателям в стране получить подобие «машины времени» и с высокой степенью вероятности предугадать потребительское поведение.

Среди интересных форматов сырных снеков на рынке США можно выделить следующие.

Компания Sargento, Плимут, штат Висконсин, выпустила снек под маркой Breaks в этом году. В упаковке представлена смесь натурального сыра, жареных орехов и сухофруктов. В одной порции 7 грамм белка.

Borden Cheese, Канзас-Сити, штат Миссури, использовала аналогичную концепцию. Компания представила закуски Good2Gether, упакованные в лотки, состоящие из двух контейнеров, в одном из которых натуральные сыры, в другом — мини-крендельки. В одной порции 11 грамм белка.

Reichel Foods, Рочестер, штат Миннесота, представила новую закуску под названием Pro2snax. В упаковке продукта продаются свежие продукты в паре с натуральным источником белка — сыром. Первоначально продукт был доступен в двух вариантах: яблоки и молодой сыр чеддер, а также яблоки и миндаль. В порции содержится 4 грамма белка.

Trugman-Nash LLC, Миллбурн, штат Нью-Джерси, начала выпуск снеков Croc Bites, представляющих собой удобную нарезку сыра чеддер в индивидуальной упаковке. В каждой порции содержится 5 грамм белка.

Organic Valley, Лафарж, штат Висконсин, представила сыр для перекусов, рассчитаный на взрослого потребителя. Снек-палочки выпускают в двух сортах: чеддер средней зрелости и «Пеппер Джонс», которые фасуют по индивидуальным упаковкам — палочкам. Каждая палочка массой 0,75 унций (около 21 грамма) содержит 5 грамм белка.

Потребители, приобретающие специализированный сыр, почти удваивают размер корзины среднестатистического покупателя;

Специализация на сырах прочно соединяется с 83-мя магазинными категориями, которые составляют около 25% от общего объема продаж магазина и растянуты на 50% в отделах магазина.

Специализация на сырах хорошо сочетается со следующими категориями: свежие, домашнего приготовления продукты (производство специй, стейки из говядины и лосося); продукты для развлекательных мероприятий/фуршетов (хлебобулочные изделия, продукты для макания во что-то, закуски); хлебобулочная категория (торты, печенья и другие сладости).

Только в США индустрия снеков занимает более $124 млрд. в розничных продажах в Северной Америке, по данным FONA International. Перекусы на ходу становятся растущей тенденцией. Для сравнения: с 5% в 2009 году до 45% сегодня выросло количество потребителей, ищущих удобный продукт для перекуса. Соответственно, это наше с вами «завтра»: перекус как полноценный прием пищи, ориентация на здоровые продукты и отдельная важная роль для молочного производства.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ