Наверх

Рынок золота в Китае становится мировым лидером

10.12.2015

Китайская экономика сегодня — крупнейшая экономика мира. При этом не всегда понятно, как эта экономика работает и что происходит с одним из крупнейших мировых потребителей золота. В данном обзоре попробуем разобраться с тем, что происходит внутри Китая, и насколько сложно туда экспортировать золото.

Золото традиционно всегда продавалось и покупалось по системе телефонной конференции, которая носила название London Gold Fix. Согласно этой системе, средние цены на золото устанавливались два раза в день, утренним и вечерним фиксингами, а компания London Gold Market Fixing Ltd регулировала весь процесс. Таким образом, мировая цена на золото определялась Лондонским золотым фиксингом, в который входили четыре крупнейших банка мира: ScotiaMocatta, HSBC, Societe Generale и Barclays Capital. Все четыре банка являются членами Лондонской ассоциации рынка драгоценных металлов (London Bullion Market Association, LBMA).

Но старую систему сменила новая — электронный аукцион ICE. Данная система выявляет ориентировочные цены дня и включает в себя на два банка больше, чем включала предыдущая: к Barclays Capital, HSBC, Societe Gelerale, ScotiaMocatta были добавлены Goldman Sachs и UBS. Все они являются членами LBMA. Так называемый LBM (London Bullion Market) — Лондонский рынок драгоценных металлов — в процессе торгов электронного аукциона в течение 45-и секунд дважды в день устанавливает мировые цены на золото. Анонимные заявки от всех шести банков на покупку и продажу золота публикуются в онлайн-режиме. Учитывая разницу спроса и предложения, электронная система корректирует цену на золото до тех пор, пока не будет установлено равновесие. Оно заключается в разнице между спросом и предложением, в пределах 20-и тысяч тройских унций. Пока Китай не был замечен в участии нового лондонского электронного аукциона золота, хотя и претендовал на участие во время старта новой электронной площадки по продаже золота, выдвигая три банка: Bank of China, Industrial and Commercial Bank of China и Bank of Communications, который стал крупнейшим в мире розничным банком.

Похоже, что эпоха лондонского рынка инвестиционного золота близится к своему закату. Новые торговые площадки мира, в том числе Шанхайская биржа золота, почти лишили Лондон статуса лидера. Самое ценное качество новичка в том, что он прозрачен и отвечает более высоким информационным стандартам, ведь лондонский рынок золота не полностью соответствует показателям прозрачности по IOSCO (International Organization of Securities Commissions), выполняя всего 19 из 50-и.

Торговля золотыми фьючерсами на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) и работа Шанхайской золотой биржи ведутся параллельно с Лондоном.

Импорт слитков на китайский внутренний рынок возможен только теми банками, которые имеют специальную лицензию, выдаваемую Центральным банком Китайской Республики. И даже если она есть, необходимо регистрировать каждую поставку. Экспорт слитков запрещен. В данный момент существует пятнадцать банков, у которых есть лицензия на импорт:

  • Shenzhen Development Bank / Ping An Bank

  • Industrial and Commercial Bank of China

  • Shanghai Pudong Development Bank

  • Agricultural Bank of China

  • China Construction Bank

  • Bank of Communications

  • China Merchants Bank

  • China Minsheng Bank

  • Standard Chartered Bank

  • Bank of Shanghai

  • Industrial Bank

  • Bank of China

  • China Everbright Bank

Китайский внутренний рынок золота отделен от китайской зоны свободной торговли. Все импортируемые на внутренний рынок Китая слитки золота должны пройти через Шанхайскую биржу золота (Shanghai Gold Exchange, SGE). Для допуска этих слитков к торговле проверяется их соответствие стандартам SGE: слитки должны иметь стандартную массу из списка: 50 г, 100 г, 1 кг, 3 кг или 12.5 кг, а также чистоту: 99.99, 99.95, 99.9, 99.5. Покупатель освобождается от уплаты НДС, если купил золото на SGE.

Китайский монетный двор, а также еще несколько ювелирных компаний имеют эксклюзивное право производить нестандартные (по стандартам SGE) золотые монеты для экспорта, однако этот объем очень незначителен.

Частные лица при пересечении границы могут официально ввозить и вывозить из страны 50 грамм золота. Однако это правило плохо соблюдается в случае ввоза (импорта). Множество туристов с материковой части посещают Гонконг, чтобы купить столько ювелирных украшений, сколько им хочется, и возвращаются обратно.

Ювелирка («нестандартное» золото в терминологии китайского Центробанка) в Китае облагается НДС в 17,5% и 5% налогом на потребление, в то время как в Гонконге золотые ювелирные украшения не облагаются ни НДС, ни налогом на потребление. Вот почему многие китайцы едут в Гонконг. Многие туристические агентства даже предлагают туры, направленные на посещение ювелирных магазинов Гонконга.

Половина всех сделок с ювелирной продукцией в Гонконге приходится на туристов с материковой части Китая. Некоторая часть золота, приобретенная в Гонконге такими туристами, не вывозится за пределы Гонконга, а хранится в депозитных сейфах там же. Это дополнительный китайский спрос, который скрыт и не отображается в официальных документах. Помимо этого, существует еще контрабанда золота из внутреннего рынка Китая в Индию. К сожалению, объем контрабанды подсчитать невозможно.

Поставщики золотого лома не обязаны продавать его через SGE, однако у них есть стимул это делать в связи с особенностями налогообложения, согласно которым покупатель освобождается от уплаты НДС при совершении операций через SGE. В этой связи многие поставщики отливают стандартные слитки и реализуют их через Шанхайскую биржу.

Все золото, добытое внутри страны, обязано быть продано через Шанхайскую биржу на внутренний рынок. Золото, добываемое китайцами в других странах, должно быть также импортировано и продано через SGE.

Для лучшего понимания китайского рынка важно усвоить, что существует два потока лома, которые идут на SGE. Первый — это лом, поступающий от населения. Испорченные золотые ювелирные украшения или сданное в ломбард столовое серебро — все то, что когда-то было куплено за наличные деньги, и, как часть предложения на рынке золота, оно оказывает свое влияние на цену. Второй — это лом, поступающий из ювелирных мастерских или от промышленных производителей, которые продают лом различным плавильным и очистительным предприятиям, а затем покупают это же количество на SGE, чтобы продолжить свое производство. В этом случае данное золото является как предложением, так и спросом, поэтому оно не влияет на цену золота, вследствие чего этот тип лома не входит в отчеты GFMS (Gold Fields Mineral Services Ltd, аналитический отдел по драгметаллам в Thomson Reuters) как предложение.

Также стоит уточнить, что Народный банк Китая не занимается торговлей золотом. Он рассчитывает на более длительный период времени. Имея надежные золотые запасы, завтра Китай будет уверен в стабильности юаня, благодаря чему его глобальные торговые партнеры будут еще больше расположены к юаню, а глобальные инвесторы более уверены в своих китайских активах. Накапливая золото, Китай усиливает свое влияние и мощь на мировой экономической и политической площадках. Скупая все больше золота, добывая его у себя дома и импортируя, Китай все больше усиливает свое влияние в мире. К тому же централизованная закупка и достаточно понятные правила игры привлекают инвестиции со всего мира в китайский рынок.

Сейчас Китай находится в «золотом» эпицентре производства, импорта и потребления, но, по мнению многих экспертов, он еще не достиг своего пика. Факторы, способствующие спросу на золото в стране, помимо роста количества среднего класса населения, который достигнет полумиллиарда к 2020 году, это еще и экономический рост, а также государственная поддержка.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ