Наверх

Чем и как экспорт может помочь нашей молочной промышленности?

10.12.2015

По итогам 2015 года сельское хозяйство может стать одним из главных драйверов роста экономики России не только по итогам года, но и в среднесрочной перспективе. Одним из важных вопросов экономического характера для производителей стал поиск денег. За последние годы уже нарицательной стала ставка Центрального банка, отсутствие дешевого кредита на открытых рынках и недостаточность системной поддержки от государства. И все же, несмотря на многочисленные сложности, сельское хозяйство продолжило свой рост.

Появился запрос на нестандартные решения в отрасли. «Просто произведите» уже недостаточно. В условиях недостаточного кредитования вопрос денег мог бы быть решен в среднесрочной перспективе работой, например, молочной отрасли на экспорт.

Какие возможности это бы создало?

Продажа экологически чистого молока (без пальмового масла и сухого молока) за рубеж дало бы предприятиям приток валюты, тем более что цена на «чистое» молоко всегда высока по сравнению с ценами на «обычное». А выручка позволила бы расширять качественное производство качественного молока для нашего внутреннего рынка.

Вот пример сотрудничества Китая и Новокузнецкого хладокомбината, производящего мороженое. В Китае это мороженое выставляется как «премиальный» продукт с девизом «русские все делают без добавок». В итоге в Китае на падающем местном рынке и проблемах сезонности находится едва ли не случайно подоспевшая мода на русские продукты. Стихийно существующая мода в Китае может быть взята за образец и масштабирована на другие страны, что, безусловно, возможно: бренд Калашникова, Гагарина или водки подтверждает, что всемирно модные вещи мы создавать способны.

Системная работа по формированию образа русского молока как дорогого и высококачественного даст мультипликативный эффект не только на само производство молока для россиян, но и на смежные категории, позволив заработать на смежных производствах. Исторический пример: вологодское масло 100 лет назад безоговорочно считалось лучшим в мире. Репутация не создается за один день, но вложения в продвижение товара за рубеж сегодня имеет глобальный характер. Информационное пространство не только предельно конкурентно, но и открыто — продвинуть нужный товар сегодня можно гораздо быстрее, чем 100 лет назад.

Продвижение товара за рубеж будет расценено властями страны как продвижение «мягкой силы» и экономического влияния, что положительно повлияет на образ предпринимательства в стране в целом.

  1. Необходимое зарубежное оборудование закупается за доллары, без конвертации в рублевый эквивалент и без временного промежутка — производитель защищен от скачков курса на родном рынке.
  2. Диверсификация рынков защищает не только от валютных колебаний, но и увеличивает саму емкость доступных рынков сбыта.


Какие вопросы пришлось бы решить для доступа на зарубежные рынки?

  1. Никто на своих домашних рынках не ждет производителей из России с распростертыми объятьями. Крайне вероятен протекционизм своей продукции. Действительно, глобальное распространение ВТО не решило вопрос открытости рынков для сельскохозяйственной продукции. Но никто не говорил, что задача невыполнима. В случае первичных экономических барьеров путь простой: для молока это высокое качество и правильная работа с медиаполем потенциального рынка сбыта. Если же возникают сложности политического плана, то подключается МИД, который уже доказал свою эффективность и профессионализм.
  2. Российский товар еще не знаком широкому кругу потребителей за рубежом. Тут работа может строиться на максимальном участии не только медиасреды, но и независимого тестирования на местных выставках, работа с лидерами мнений, прямого и честного сравнения с другими производителями. Тренды на экологически чистую продукцию и здоровый образ жизни повлияют на формирование правильного мнения о продукте, которое и повлечет за собой продажи. Заодно можно еще раз вспомнить уроки экспорта оружия, где мы занимаем вторую строчку по объему продаж на мировых рынках.
  3. Транспортные расходы могут съесть часть прибыли. Для сравнения можно предоставить цены на молоко в России и Китае для премиального сегмента. Разница будет минимум двукратной. В данную разницу вполне впишется расход на транспортировку. Тем более что постановление Правительства запретило тому же РЖД резко повышать тарифы на грузоперевозки. То есть если рентабельность пострадает, то незначительно.
  4. Высокие расходы на первом этапе входа в рынок. Они будут, но в этом и есть суть стратегического планирования и риска предпринимательства: без выхода из «зоны комфорта», первоначальных вложений и небольшой удачи глобального успеха не будет. А ерунду про то, что русские живут только сегодняшним днем, можно оставить в анекдотах: как только в семье рождается ребенок, особенно мальчик, родители сразу же стратегически планируют жизнь как минимум на 18 лет вперед. Поэтому институт стратегического планирования и опыт мегапроектов у нас есть.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ