Чем и как экспорт может помочь нашей молочной промышленности?
10.12.2015По итогам 2015 года сельское хозяйство может стать одним из главных драйверов роста экономики России не только по итогам года, но и в среднесрочной перспективе. Одним из важных вопросов экономического характера для производителей стал поиск денег. За последние годы уже нарицательной стала ставка Центрального банка, отсутствие дешевого кредита на открытых рынках и недостаточность системной поддержки от государства. И все же, несмотря на многочисленные сложности, сельское хозяйство продолжило свой рост.
Появился запрос на нестандартные решения в отрасли. «Просто произведите» уже недостаточно. В условиях недостаточного кредитования вопрос денег мог бы быть решен в среднесрочной перспективе работой, например, молочной отрасли на экспорт.
Какие возможности это бы создало?
Продажа экологически чистого молока (без пальмового масла и сухого молока) за рубеж дало бы предприятиям приток валюты, тем более что цена на «чистое» молоко всегда высока по сравнению с ценами на «обычное». А выручка позволила бы расширять качественное производство качественного молока для нашего внутреннего рынка.
Вот пример сотрудничества Китая и Новокузнецкого хладокомбината, производящего мороженое. В Китае это мороженое выставляется как «премиальный» продукт с девизом «русские все делают без добавок». В итоге в Китае на падающем местном рынке и проблемах сезонности находится едва ли не случайно подоспевшая мода на русские продукты. Стихийно существующая мода в Китае может быть взята за образец и масштабирована на другие страны, что, безусловно, возможно: бренд Калашникова, Гагарина или водки подтверждает, что всемирно модные вещи мы создавать способны.
Системная работа по формированию образа русского молока как дорогого и высококачественного даст мультипликативный эффект не только на само производство молока для россиян, но и на смежные категории, позволив заработать на смежных производствах. Исторический пример: вологодское масло 100 лет назад безоговорочно считалось лучшим в мире. Репутация не создается за один день, но вложения в продвижение товара за рубеж сегодня имеет глобальный характер. Информационное пространство не только предельно конкурентно, но и открыто — продвинуть нужный товар сегодня можно гораздо быстрее, чем 100 лет назад.
Продвижение товара за рубеж будет расценено властями страны как продвижение «мягкой силы» и экономического влияния, что положительно повлияет на образ предпринимательства в стране в целом.
- Необходимое зарубежное оборудование закупается за доллары, без конвертации в рублевый эквивалент и без временного промежутка — производитель защищен от скачков курса на родном рынке.
- Диверсификация рынков защищает не только от валютных колебаний, но и увеличивает саму емкость доступных рынков сбыта.
Какие вопросы пришлось бы решить для доступа на зарубежные рынки?
- Никто на своих домашних рынках не ждет производителей из России с распростертыми объятьями. Крайне вероятен протекционизм своей продукции. Действительно, глобальное распространение ВТО не решило вопрос открытости рынков для сельскохозяйственной продукции. Но никто не говорил, что задача невыполнима. В случае первичных экономических барьеров путь простой: для молока это высокое качество и правильная работа с медиаполем потенциального рынка сбыта. Если же возникают сложности политического плана, то подключается МИД, который уже доказал свою эффективность и профессионализм.
- Российский товар еще не знаком широкому кругу потребителей за рубежом. Тут работа может строиться на максимальном участии не только медиасреды, но и независимого тестирования на местных выставках, работа с лидерами мнений, прямого и честного сравнения с другими производителями. Тренды на экологически чистую продукцию и здоровый образ жизни повлияют на формирование правильного мнения о продукте, которое и повлечет за собой продажи. Заодно можно еще раз вспомнить уроки экспорта оружия, где мы занимаем вторую строчку по объему продаж на мировых рынках.
- Транспортные расходы могут съесть часть прибыли. Для сравнения можно предоставить цены на молоко в России и Китае для премиального сегмента. Разница будет минимум двукратной. В данную разницу вполне впишется расход на транспортировку. Тем более что постановление Правительства запретило тому же РЖД резко повышать тарифы на грузоперевозки. То есть если рентабельность пострадает, то незначительно.
- Высокие расходы на первом этапе входа в рынок. Они будут, но в этом и есть суть стратегического планирования и риска предпринимательства: без выхода из «зоны комфорта», первоначальных вложений и небольшой удачи глобального успеха не будет. А ерунду про то, что русские живут только сегодняшним днем, можно оставить в анекдотах: как только в семье рождается ребенок, особенно мальчик, родители сразу же стратегически планируют жизнь как минимум на 18 лет вперед. Поэтому институт стратегического планирования и опыт мегапроектов у нас есть.
Станислав ЖУРАКОВСКИЙ