Наверх

Выделят ли аграрному сектору РФ дополнительные бюджетные средства?

03.12.2015

Госдума приняла во втором чтении проект однолетнего федерального бюджета на 2016 г. Доходы запланированы на уровне 13,738 трлн. руб., расходы — 16,098 трлн. руб. Дефицит бюджета составит 2,36 трлн. руб., или 3% ВВП. Какой будет поддержка сельского хозяйства в бюджете на следующий год и можно ли в сложной ситуации ожидать экономического рывка вперед?

Главный финансовый документ на следующий год сверстан из уровня инфляции не выше 6,4% и среднегодовой цены на нефть Urals в $50 за баррель. Потолок внутреннего госдолга на 1 января 2017 г. установлен на уровне 8,818 трлн. руб., внешнего госдолга — $55,1 млрд. Объем внутренних заимствований в 2016 г. не должен превысить 300 млрд. руб., внешних — $3 млрд.

Размер бюджета РФ — $247,4 млрд., если считать по заложенному в бюджет курсу. В бюджете не видно каких-либо кардинальных изменений, антикризисных мер или экономии. На три года заложена средняя цена в $50–55 за баррель и курс 62,5–63,3 рубля за доллар — примерно то, что мы имеем сейчас.

Традиционно две самые большие статьи у нас: пенсии ($66,1 млрд.) и оборона ($51,8 млрд.) — на них уходит половина всего бюджета. Правительство планировало «ужать» силовиков на 165 млрд. рублей, но этого сделать не удалось, и мы имеем военные расходы на уровне 4,17% от ВВП, что достаточно много.

По доле в расходах среди топ-15 стран с самыми большими военными бюджетами мы на третьем месте в мире как по общему объему военных расходов, так и по их отношению к ВВП. Большую долю от ВВП, чем мы, тратят только арабские страны и Израиль.

Финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, с 132,3 млрд до 78,8 млрд рублей, так что все индексации уйдут на коммуналку. Обрежут на 7,9% и финансирование образования: в 2016 году Минфин предлагает выделить на него 579,8 млрд. руб. вместо 629,3 млрд. руб. в 2015 г. В 2016 г. на здравоохранение планируется потратить 473,7 млрд. руб. против 531,4 млрд. руб. в 2015 (сокращение на 10,9%). Получается, что на фоне сокращения нефтегазовых доходов необходимо не только диверсифицировать экономику, направляя господдержку (все равно денег на всех не хватит, нужно расставлять приоритеты), но и выстраивая экономически эффективные институты для предпринимательства и создания новых рабочих мест.

На этом фоне 237 млрд. руб. на сельское хозяйство, с одной стороны, выглядит достойно, особенно учитывая рост на 70,4 млрд руб. по сравнению с прошлым годом. Но, с другой стороны, целевая планка задана министром сельского хозяйства Ткачевым примерно в 1 трлн. рублей. На первый взгляд, пятикратный рост поддержки выглядел бы фантастически. Это, если не знать, что ко второму чтению депутаты предложили лишить правительство права в 2016 г. распределять до 500 млрд. руб. из резервного фонда без внесения поправок в бюджет и нашли в бюджете дополнительные 315 млрд. руб. Эти средства лежали на депозитах и не использовались долгие годы, как утверждает председатель комитета по бюджету ГД РФ Андрей Макаров. То есть, фактически, уже сегодня можно было бы отчасти покрыть господдержкой необходимую для АПК сумму.

Что это дало бы стране? Один из ключевых параметров социального государства — это количество людей за чертой бедности. В сегодняшних цифрах это 22 млн. человек или каждый седьмой гражданин Российской Федерации.

Триллион господдержки аграрного сектора, наложенный на упрощение процедур для бизнеса и политическое лоббирование импортозамещения, дал бы быстрый рывок не только в экономическом плане, продовольственной безопасности, но и в социальной сфере: создал бы новые рабочие места, занял бы людей, дал бы им возможность достойно жить.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ