Наверх

Сколько можно извлечь золота из бытовых отходов?

16.11.2015

Бытовые отходы — это «золотая лихорадка» наших дней. Тонна обычных сотовых телефонов содержит 340 г золота, что примерно в 20 раз больше среднего месторождения. По серебру картина схожая — 4 кг серебра из тонны фиксажа (обычные рентгеновские снимки) и 1 кг на среднем месторождении. Во всем мире производится каждый год 40 млн. тонн только электронных отходов. По самым скромным оценкам это 52 млрд. долларов в год.

Первичные данные достаточно привлекательны для того чтобы извлекать золото и серебро буквально из мусора. Но для реального бизнеса одной, даже самой привлекательной цифры мало, нужны данные и погружение в проблематику. Главный вызов — сбор вторсырья и создание рентабельных и экологичных технологий его переработки. Скажем, для сравнения, компания «Мегаполисресурс» (один из лидеров этого рынка) на 14 региональных складов и несколько производственных площадок в прошлом году получила  64 млн. руб., а в этом году ожидается уже 100 млн. Казалось бы, что цифра не очень большая. Но нужно смотреть на несколько лет вперед. Для понимания перспективности рынка: даже в США, одном из флагманов переработки, самая оптимистичная оценка — 20% переработанных отходов. В России процент на порядок ниже. То есть с учетом роста в ближайшие годы, к примеру, в 5 раз, мы получим 200 млрд. долларов на рынок переработки электронных отходов. Но экономика процесса выстраивается с трудом: слишком много кропотливой ручной работы по разборке и сортировке, которую трудно автоматизировать. В развитых странах многие виды электронного утиля перерабатывать невыгодно даже с учетом субсидий, которые полагаются утилизаторам, поэтому электронный мусор экспортируется в страны с более дешевой рабочей силой — в основном в Китай и Индию. За килограмм сырья отдают сегодня примерно 100 рублей, но и этого не хватает на процесс утилизации. Тариф определили с оглядкой на Европу: взяли их расценки и перевели в рубли расходы, связанные с технологией.

При этом законодательство играет на руку новым «электронным» золотостарателям. Дело в том, что по российскому законодательству организации обязаны сдавать технику на переработку (это регулируется законом «Об охране окружающей среды»). Дальше открывается возможность для работы с госструктурами и участия в госзакупках, что составляет львиную долю рынка. Интересно заметить, что сегодня большая часть компаний этого рынка небольшого размера и со строгой региональной привязкой (кроме того же «Мегаполисресурса»). То есть при такой перспективности рынка можно ожидать захода крупных институциональных инвестиций и создание первого крупного игрока. Кто это сделает первым, тот и получит большую долю рынка, прибыль, большие госконтракты. Кстати, не последнюю роль может сыграть процесс «уберизации» новой экономики: все, что нужно сегодня для потребителя — это возможность удобно сдать свои электронные отходы.

Одно в случае с этим бизнесом можно сказать точно: в сырье недостатка не будет. Процесс запущен: в конце сентября 2015 года правительство РФ утвердило 36 категорий товаров, за которые производители будут обязаны платить сбор (уже в 2016–2017 годах), причем размеры платежей сопоставимы с европейскими. Например, за электронную технику — 26 469 рублей за тонну, за аккумуляторные батареи — 33 476 рублей.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ