Какие компании успешны на нашем и зарубежном рынке?
12.11.201570 лет советского времени закрепили в сознании не только обывателей, но и многих специалистов, что отечественное сельское хозяйство неэффективно, отстало и повсеместно малорентабельно. Но так ли это на самом деле? Кому сегодня принадлежат наиболее эффективные компании в агропромышленном бизнесе в нашей стране?
Для точки отсчета можно взять два параметра: род занятий компаний и рентабельность. Первый параметр немаловажен в части работы компании не только и не столько с потребителями, но и в предназначении компании, как бы пафосно это не звучало. Одно дело производить продукты с ГМО, и совсем другое — курятину без антибиотиков и молоко без пальмового масла. Второй параметр — это показатель финансовой устойчивости бизнеса, косвенный признак его востребованности. Для сравнения возьмем показатель в 5% у ритейла (сверхприбыли в классическом ритейле — миф).
В сравнении будут участвовать по три компании с наибольшей капитализацией в России и США.
Россия:
- АПХ «Мираторг», выручка 74 млрд. руб., рентабельность 22%;
- ПАО Группа «Черкизово», выручка 68 млрд. руб., рентабельность 19%;
- ООО Группа компаний «Русагро», выручка 59 млрд. руб., рентабельность 34%.
США:
- Monsanto, производство продуктов с ГМО, капитализация $11,2 млрд., рентабельность 42%;
- Archer Daniels Midland, производство растительных масел, капитализация $42 млрд., рентабельность 32%;
- Alico Incorporated, управление землями в США, капитализация $15 млрд., рентабельность 8%.
Какие выводы можно сделать из этих цифр и фактов? Во-первых, две из трех крупнейших компаний из флагманской агропромышленной страны проходили через такую череду скандалов, что просто удивительно, как они продолжают работать. Тот же Monsanto — транснациональная компания, мировой лидер биотехнологии растений. Основная продукция — генетически модифицированные семена кукурузы, сои, хлопка, а также самый распространенный в мире гербицид «Раундап».
Компания активно занимается лоббированием в правительстве США, затрачивая миллионы долларов ежегодно. Например, в конце 80-х – начале 90-х годов она пролоббировала в Министерстве сельского хозяйства США для применяемых в пищу генно-модифицированных продуктов такие же регуляционные правила, какие действовали для новых сортов, полученных классической селекцией.
В марте 2005 года Monsanto приобрела крупнейшую семеноводческую компанию Seminis, специализирующуюся на производстве семян овощей и фруктов, а с 2007 по 2008 годы поглотила 50 компаний−производителей семян по всему миру, после чего подверглась жесткой критике со стороны общества. Общество и СМИ предъявляют компании обвинения в биопиратстве и создании угрозы биоразнообразию планеты. Отечественные же компании продолжают работать в гораздо более адекватном и спокойном медийном и общественном поле, что немаловажно для продвижения в обществе своих интересов.
Второй вывод — несмотря на разницу в размерах рынка, агропромышленный бизнес достаточно рентабелен и интересен. Уровень рентабельности высок, хотя и сохраняются сезонные и прочие риски. При этом все представленные компании являются частными, что само по себе интересно в контексте эффективности. Скажем, большая часть компаний нефтедобывающего сектора что у нас, что в других странах принадлежат государству. У флагманской же тройки отечественных компаний уровень рентабельности и выручка позволяют говорить о крайней востребованности продукции на потребительском рынке.
Станислав ЖУРАКОВСКИЙ