Наверх

Путь руды на комбинате «ПАВЛИК» начинается с 160-метрового ленточного конвейера

05.11.2015

Это грациозное сооружение возвышается над золотодобывающей фабрикой АО «ПАВЛИК», словно эстакада для запуска ракет. 160-метровый по протяженности ленточный конвейер – главные ворота для руды, первый механизм в цепи, в конце которой получаются слитки драгоценных металлов. У нижней части этого стационарного агрегата находится рудный двор, к которому самосвалы из карьера доставляют руду. В верхней части конвейера переработанная руда падает в отвал, из которого поступает на склад, а после – в мельницу мокрого полусамоизвлечения. Сборка ленточного конвейера «ПАВЛИКА» производилась на месте – из специально доставленных импортных комплектующих. Технические возможности конвейера, по словам генерального директора АО ЗРК «ПАВЛИК» В.П. Макарова, соответствуют долгосрочному перспективному развитию предприятия и планомерному наращиванию его мощностей.

Слово «конвейер» произошло от английского глагола «convey» – передавать. В арсенале орудий труда человечества подобные устройства совсем не в новинку. Ведь в качестве водоподъемных устройств конвейеры использовались в древних цивилизациях Месопотамии, Индии, Египта и Китая. В Средневековье передаточные механизмы приходят в мукомольное производство, а вскоре появляются в доках, на фабриках и в шахтах. В 1868 году в Великобритании появились ленточные конвейеры с тканевыми прорезиненными лентами, на которых стало возможным перемещать более массивные грузы, чем прежде.

Однако в горнодобывающей промышленности России конвейеры ленточного типа появились зимой 1861 года. Именно тогда была пущена в производство «бесконечная лента господина Лопатина». 9 марта того же года губернский секретарь Александр Лопатин получил на свой «песковоз» (как он назвал изобретенный агрегат) привилегию, то есть патент. Интересно, что первый конвейер в России заработал именно на золотых приисках. Машины Лопатина доставляли и пески от забоев на промывку, и гальку от промывочных агрегатов в отвал. Благодаря этому изобретению удалось немало сэкономить на содержании лошадей и возничих. Иркутская газета «Амур» по поводу новинки поместила следующее мнение: «песковоз, изобретенный господином Лопатиным, не оставляет желать ничего лучшего. Эта машина действует так легко, удобно, без всякой толкотни и шуму, а главное так экономна, что едва ли что можно придумать лучшее в настоящее время».

В стране Советов в 1931 году появились первые подземные ленточные конвейеры. Они заработали в шахтах Донбасса. Впоследствии роль конвейерного транспорта именно в угледобывающей сфере продолжала возрастать.

Принцип действия ленточного конвейера довольно прост: несущая лента на этом агрегате движется благодаря силе трения между ней и барабаном привода. Как правило, по всей длине конвейера лента опирается на роликоопоры. Помимо этого в конструкцию входят загрузочное и натяжное устройства.

В горнодобывающей промышленности использование ленточных конвейеров нашло широкое применение. Это подтверждает и разветвленная классификация этих машин. Самостоятельные карьерные конвейеры подразделяют на забойные, отвальные, а также передаточные и стационарные магистральные. Помимо этого усовершенствованные песковозы входят в состав некоторых агрегатов: экскаваторов, перегружателей, транспортно-отвальных мостов и других.

На сегодняшний день ленточный конвейер стал самым распространенным видом машин-транспортеров. Современные версии этого агрегата отличает высокая надежность, малая трудоемкость обслуживания и во многом гарантированная безопасность труда. Одним из направлений по улучшению конструктивно-технологических характеристик ленточных конвейеров стало их ориентирование на работу в условиях Крайнего Севера. Производится внедрение специальных сортов смазки и новых конструкционных материалов для зубчатых передач, разработаны и находят применение специальные ленты из морозостойкой резины. Эти инновации  актуальны для горнодобывающих предприятий Колымского края и, в частности, для АО «ПАВЛИК».

Владислав ЩЕРБАК
Фото автора

Путь руды на комбинате «ПАВЛИК» начинается с 160-метрового ленточного конвейера

Путь руды на комбинате «ПАВЛИК» начинается с 160-метрового ленточного конвейера