Наверх

Какой может быть доля отечественных компаний в сельском хозяйстве для успешного развития?

29.10.2015

Как остроумно отметил экономист Теодор Шанин, развивающиеся страны — это страны, которые не развиваются. Проблема развития сельского хозяйства страны сегодня двухаспектна. С одной стороны — работа институтов в пределах одной страны, ее эффективность. С другой — глобализацию никто не отменял, и конкурентоспособность сегодня измеряется, по сути, в масштабах глобального рынка.

В первой половине XX века по ВВП на душу населения Аргентина была на одном уровне с США и уверенно держалась в первой десятке стран мира, теперь же кривая далеко отвела ее от десятки. Проблема Аргентины первой половины прошлого века, как и России нынешней — это ставка лишь на один ресурс. В прошлом веке аргентинцы были уверены, что «люди всегда будут есть», поэтому ключевая ставка делалась на сельское хозяйство и экспорт продуктов питания. Но для выхода в «первый мир» этого не хватило, и Аргентина постепенно превратилась в региональную державу. Для того чтобы Россия не повторила этот печальный опыт, нужно чтобы углеводороды были диверсифицированы другой продукцией. Исходя из природных ресурсов и географического положения, выправить ситуацию может сельское хозяйство.

Можно резонно возразить, что еще есть потенциал внутреннего рынка, который далеко не исчерпан. Но здесь вступает в свои права долгосрочное планирование. Когда все думают «в короткую», получается, что самая правильная игра — это игра, основанная на недоверии. Нужно максимально быстро удовлетворить свои нужды, поделить все средства, а вот инвестировать что-либо куда-либо вовсе не стоит. В теории игр подобное поведение было просчитано несколько десятилетий назад в рамках модели, которая именуется «дилеммой заключенного». Специалисты RAND Corporation разрабатывали ее для того, чтобы описать отношения СССР и США, их взаимные страхи, связанные с нанесением ядерного удара, и возможность поверить в то, что удар нанесен не будет. Модель получилась полезная, и ее стали использовать в самых разных областях, например, анализируя поведение игроков на рынке. Получается, что появление «долгого» взгляда и спроса на изменения зависит от того, удастся ли нам преодолеть разрыв между одноходовым рассуждением и многоходовостью жизни. Поэтому следующий шаг для сельского хозяйства страны — ориентация на экспорт после полного насыщения внутреннего рынка.

Для этого следует отслеживать специальный показатель — соотношение выручки компаний, которые входят в 500 крупнейших в стране из агропромышленного бизнеса (в том числе производство удобрений, но исключая машиностроение для агропрома), к выручке всех 500 компаний на отечественном рынке. Если показатель будет при насыщаемости отечественного рынка год от года расти, то получится, что доля бизнеса на сельском хозяйстве в экономике страны растет. Соответственно происходит диверсификация.

В 2014 году совокупная выручка 500 крупнейших компаний в стране превысила 56 трлн. рублей. 143 компании являются «дочками» иностранных фирм с выручкой в 15 млрд. рублей. В агропромышленном бизнесе и продуктах питания выручка за прошлый год у отечественных компаний составила 646,2 млрд. рублей, что составляет 1,1% в общей выручке. С нефтяными доходами, безусловно, тягаться рано, но стартовый эффект может дать быстрое развитие, тем более, что в постсоветское время рост этого показателя пока не успевает за ростом общей выручки в стране.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ