Наверх

Как нам обустроить экспорт пшеницы?

15.10.2015

Всего 100 лет назад Российская империя «кормила весь мир». Под этим явлением эксперты, да и просто обыватели, подразумевали экспорт пшеницы в Европу и США. На рубеже XIX—XX веков 30,53% продаваемой в мире пшеницы было российского происхождения. В основном пшеницу из Российской империи покупали Великобритания, Германия, Голландия, Италия. Сегодня же с показателем в 30 миллионов тонн экспорта в год мы занимаем седьмое место в мире и долю в 5% в мировом экспорте.

Если считать, что «кормить весь» мир — это для начала вернуть себе долю Царской России в треть мирового рынка, а затем занять его половину, то потребуется нарастить экспорт с 30 до 150–300 млн. тонн при общем объеме экспортного рынка в 600 млн. тонн.

Основными видами зерновых культур на мировом рынке являются пшеница, ячмень, овес, кукуруза, рис, гречиха и горох. В настоящее время мировой рынок зерна контролируют пять экспортеров: США, Канада, Австралия, Аргентина, ЕС. Ведущее положение на рынке зерна при этом отводится США. Первая пятерка экспортеров занимает 84% мирового рынка экспорта.

США являются крупнейшим экспортером зерна. Треть посевных площадей Соединенных Штатов засевается специально для продажи за границу. Среди зерновых в США ведущее место занимают кукуруза и пшеница, значительная часть которых поступает на экспорт.

Посевная площадь, отданная под пшеницу, составляет 18,9-22,5 млн. га. С каждого га в среднем получают 3 тонны урожая. Таким образом, производится порядка 49,2-68,0 млн тонн. Причем в среднем одна половина идет на экспорт (24,7-34,4 млн. тонн), другая – на потребление внутри страны, которое составляет 28,6-34,3 млн. тонн. Импортируется 3,0-3,3 млн. тонн.

Для сравнения на долю России приходится 10% всех пахотных земель мира. Большая часть площадей используется под пшеницу: 7,4-10,6 млн. га под озимую и 13,8-15,5 млн. га под яровую. Общий валовой сбор пшеницы в среднем колеблется от 34,1 до 50,6 млн. тонн при урожайности 2,1-3,0 тонн с 1 га и 1,3-1,6 тонн с 1 га соответственно озимой и яровой пшеницы. То есть налицо такой потенциальный рост, который позволит стать не просто мировым лидером, а занять больше половины рынка при должном системном старании. Для этого требуется интенсифицировать сельское хозяйство вдвое, что даст на первом этапе 60 млн. тонн экспорта, а затем в 5 раз увеличить посевные площади. Что, безусловно, возможно с учетом площади пригодных земель.

Что не способствуют экспорту зерна?

С июля этого года в России введена экспортная пошлина на все сорта пшеницы, которая будет действовать весь текущий сельхозгод (до 30 июня 2016 года). Она рассчитывается по формуле «50% минус 5,5 тыс. рублей за тонну, но не менее 50 рублей за одну тонну». Ожидается, что использование рублевой валюты должно защитить от валютных колебаний. Потери производителей оцениваются в 20 млрд. рублей.

Мировые цены на зерно в целом и пшеницу в частности сильно упали – пшеница нового урожая оценивается уже всего в $190 по сравнению со стартовой ценой в $250 в июле 2014 г. Сейчас тонна пшеницы на FOB Новороссийск стоит $190, а год назад – $245. Так что и без пошлины мировые цены не будут оказывать чрезмерного давления на российский рынок.

Отсутствие массового фермера. Прирост Российской империи в ее экономическом могуществе давало крестьянское сословие, которое составляло 78% всего населения к концу XIX века. Сегодня требуется из тех 2% предпринимателей, которые заняты в основном в городах «размножить» инициативный опыт на агробизнес. При пограничном числе в 5% предпринимателей от общего числа населения страны естественным путем вырастет класс фермеров. Бизнес будет стремиться искать новые рынки сбыта, снижать себестоимость производства, расширяться. И придет к зерновым.

Посмотрев с высоты птичьего полета на этот рынок, кажется, что заданная цель стать мировым лидером в экспорте пшенице вещь невыполнимая. Проблемы системны, цели излишне амбициозны, а горизонт слишком далек. Но, кажется, что мы сами себя недооцениваем. Если не ставить себе амбициозных целей, то они так и не будут достигнуты. Пример из отрасли информационных технологий показал, что мы вполне способны делать многомиллиардные бизнесы просто в чистом поле. Лучшее высказывание о наших способностях выдал основатель Microsoft Билл Гейтс: «Если мне нужно дешево, то я поеду в Китай. Если быстро, то в Индию. Если я хочу невозможного, то я посещаю Россию».

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ