Наверх

Драга – ГОК на плаву. Исторический экскурс

14.09.2015

Драга – слово не русское, хотя им еще в Российской империи назвали крупнейшую золотопромышленную компанию. В переводе с английского языка слово drag означает «тащить, чистить дно». Драга представляет собой комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат на плавучей платформе. Нередко драгой называют и всё судно, на котором установлен агрегат. Драги используют для разработки обводненных россыпей месторождений полезных ископаемых, в основном золота.

Первая драга появилась в 1863 году на золотом руднике в Новой Зеландии. Это был простейший одночерпаковой агрегат рычажно-ковшевого типа. Далее прогресс пошел в сторону механической лопаты, первая такая машина с двумя стрелами появилась в 1882 году. А в 1895 году соорудили первую цепную многочерпаковую электрическую драгу. Однако она была еще очень далека от совершенства. И спустя четыре года американская фирма «Bucyrus-Erie Со» выпустила агрегат, наиболее напоминающий современные драги. Эта машина была оснащена сплошной черпаковой цепью, централизованной системой управления, на ней была воплощена возможность канатно-свайного маневрирования.

В России первая драга появилась в 1893 году на сибирском прииске «Рождественский», где местный золотопромышленник П.П. Гудков попросту переоборудовал голландскую землечерпалку для добычи недр наплаву. Промышленный выпуск драг в стране начали в 1900 году на Невьянском заводе на Урале. Спустя три года драги стал производить Путиловский завод, и вскоре его машины с черпаками по 100 и 150 литров превзошли зарубежные аналоги. В 1926-30-х годах на заводе «Красный путиловец» было произведено двадцать электрических драг с черпаками по 210 и 380 литров, что сэкономило молодому Советскому государству немало золота, которое пошло бы на импорт подобных агрегатов.

Крупнейшая в мире речная черпаковая драга – № 601 – была создана на Иркутском заводе тяжелого машиностроения имени Куйбышева в 1968 году. Этот агрегат был оснащен 169-ю трехтонными ковшами по 600 литров, совершал до 22 черпаний в минуту и обладал производительностью 550 кубометров руды в час. Драга № 601 была специально создана для глубокозалегающего золоторудного месторождения (до 50 метров) на реке Маракан в Бодайбинском районе Иркутской области. В конце ноября 1992 года вследствие грубых нарушений технологии эксплуатации огромная машина была разрушена. За 24 года работы на драге № 601 добыли около 20 тонн золота.

Драги последнего поколения делятся на два основных вида – континентальные и морские. Первые чаще размещаются на плоскодонных суднах, вторые – на килевых. Континентальные драги используют для разработки материковых россыпей в зоне речных систем, на морских драгах осваивают месторождения в акватории морей и крупных озер. Оба вида имеют рабочий орган для подводной разработки, который работает по принципу многоковшового цепного экскаватора. Те и другие драги чаще сами оснащены промывочно-обогатительным оборудованием, хотя случается, что драги работают в тандеме с отдельной береговой либо плавучей обогатительной установкой. Транспортно-отвальное оборудование для укладки пустых пород на морские драги не ставят.

За более чем столетнее развитие появилось множество подвидов драг. Отсюда большое разнообразие имеет и их классификация. По роду энергии приводных механизмов драги подразделяются на электрические, дизель-электрические, дизельные и паровые. По глубине выемки пород ниже уровня воды агрегаты бывают мелкого – до 6-и метров, средней глубины – до 15-и метров, глубокого – до 50-и метров и сверхглубокого черпания. По способу маневрирования в забое драги делят на канатные, канатно-свайные, канатно-якорные. Но более всего драги различаются по роду драгирующего агрегата. Черпаковые с жесткой рамой, черпаковые канатные, гидровсасывающие и пневмовсасывающие – это лишь первый уровень обширной классификации.

По строению отечественные и зарубежные драги принципиальных различий не имеют. Дальнейшее развитие драгостроения предусматривает оснащение агрегатов эффективными системами автоматизированного управления и дистанционного надзора, а также совершенствование механизмов и узлов.

Из негативных сторон применения драг отмечают их губительное влияние на экосистему рек. Технологическое использование агрегата подразумевает разрушение старого русла реки и ее берегов. По мнению экологов, добыча россыпных месторождений драгой ведет к разрушению местной экосистемы. Резко снижается чистота воды, пропадают многие виды флоры и фауны. При добыче в верховьях мутные потоки разносятся вниз по течению на сотни километров. Лишенные естественного укрепления отвалы продолжают размываться и спустя годы после прекращения работ. И лишь ответственный подход к рекультивации земель после добычи способен изменить положение в лучшую сторону.

Владислав ЩЕРБАК