Наверх

Каким образом в Россию попадает санкционная сельхозпродукция?

10.08.2015

В числе последних задержаний санкционной продукции – автомобили с фруктами, проверенные в Брянской области. Нектарины, персики, вишня сопровождались фитосанитарными сертификатами, выданными в Белоруссии на основании реэкспортных сертификатов Молдавии и Греции, а также сертификатов страны происхождения груза – Турции. Как сообщает Россельхознадзор, Турция не подтвердила подлинность этих сертификатов. Общий же вес проверенного груза составляет 270 тонн.

Алексей Алексеенко, помощник руководителя Россельхознадзора, рассказывает о применении различных схем провоза на территорию России санкционной продукции.

На данный момент проводится уничтожение санкционной продукции растительного и животного происхождения, уничтожено уже 350 тонн, также будут вылавливать ту санкционную продукцию, которая уже была завезена в страну.

Указ Президента Российской Федерации № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» начал действовать еще до вступления в силу – грузопоток по некоторым направлениям упал очень резко. Поставщики направляют уже санкционной продукции существенно меньше.

Сейчас некоторые жители России собирают подписи за отмену этого Указа, это говорит о том, что у людей, наверное, просто не хватает понимания того, что это такое. Относится продукция к санкционной или нет – определяется по территории, на которой она производилась. В данном случае, мы знаем, что территория произведения – Европейский союз. Но при нынешних обстоятельствах неизвестно, где конкретно продукция произведена, в каких условиях и где хранилась.

Как же все-таки на территорию России попадает санкционная продукция?

Есть несколько основных схем, одна из них – это фальшивая транзитка. По бумагам продукция направляется через территорию России, скажем, в Казахстан, но не доходит до Казахстана, остается в России, а документы пересылают для таможенного оформления. Или же доходит и потом возвращается на нашу территорию, эта схема – достаточно крупная. Одна из компаний в Казахстане получила решение своих властей на ввоз 130-и тысяч тонн мяса, я думаю, вы понимаете, что это не 250 тонн…

Другая схема – фальшивые документы, то есть лепят сертификаты какой-то страны, которая имеет право поставки.

Третья схема – это товары прикрытия. Они поступают, например, в морской порт Санкт-Петербурга или в другое место – контейнеры с товаром, который не подлежит спецосмотру, допустим, паста, жвачка, стройматериалы, да все, что угодно. А там и мясо.

Марат Файзулин, адвокат, бывший заместитель начальника главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы, рассказывает о том, как санкционный товар попадает в Россию.

Во-первых, санкционная продукция не является товаром контрабанды. Контрабанда – это уголовно-правовое понятие, и санкционные продукты не входят в это понятие. Понятие – санкционные товары предусмотрены Указом Президента.

При помощи коррупционных связей ввозятся санкционные товары, безусловно, и, прежде всего, благодаря коррупции в таможенных органах и не только в таможенных органах – во всех службах, которые находятся на таможенном переходе.

Сколько стоит ввезти санкционный товар? Здесь все зависит от товара, от объема и от частоты поставок. Существуют налаженные каналы, там происходит систематическое отчисление денежных средств. Но в данном случае санкционный товар вряд ли декларируется недостоверно, в этом нет смысла, на таможне предъявляются лишь сертификаты происхождения товара, несоответствующие их происхождению, поэтому хамон декларируется как хамон, персики как персики.

Так называемый санкционный товар может попадать через Белоруссию и Казахстан, наших партнеров по Таможенному союзу, с которыми введение санкций не согласовывали, и они не применяют меры по запрету или ограничению ввоза таких товаров. Санкционный товар оформляется в белорусских таможенных органах или казахстанских таможенных органах. И уже по внутренним документам как товар, перемещающийся от белорусской или казахской фирмы к российской, идет на территорию России.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ