Наверх

Эколог: «Золотодобыча неминуемо связана с решением проблемы утилизации отходов»

30.07.2015

Роман Александрович Пукалов, директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», делится мнением по поводу природоохранной ситуации в золотодобывающей промышленности. Это – точка зрения эколога, сложившаяся за долгие годы его деятельности по охране среды, изложенная специально для портала Arlan.ru.

За тридцать лет работы в охране окружающей среды я не раз сталкивался с проблемой золотодобычи в нашей стране, в первую очередь – с разрушением природных ландшафтов непосредственно на месте добычи. Ведь для промывки золота требуются большие объемы воды, чаще всего это происходит в руслах рек, если добыча ведется открытым способом. При безответственном отношении километры речных долин уничтожаются практически полностью, перекапываются, перерываются, образуются большие отвалы, но и это – не самое страшное. Страшнее всего, если применяемые для концентрации золота в процессе золотодобычи растворы цианида попадут в водоем.

На моей памяти в 1998 году цистерна с цианидом перевернулась на мосту в районе озера Иссык-Куль в Киргизии – последствия были катастрофическими, цианиды попали в реку. Они мгновенно испаряются, быстро в атмосфере появляется облако, происходит вдыхание цианидов… Тогда два человека погибли, многие пострадали.

На Камчатке есть долина смерти, где природные цианиды выходят из-под земли, даже медведи гибнут от концентрации цианидов воздухе, это же отравляющий газ. Цианид – жидкий, но, попадая в окружающую среду, мгновенно преобразуется.

Есть серьезные опасения, что сейчас, не все места золотодобычи доступны для постоянного контроля. Осуществлять надзор бывает очень тяжело, зачастую некоторые районы полностью закрыты, и в общем-то посторонних проверяющих там встречают очень холодно и выпроваживают с обратным вертолетом, если на руках нет требования прокуратуры. А чтобы такое требование появилось для проведения внеплановой проверки, нужны веские основания в подтверждение того, что компания нарушает природоохранное законодательство. Правда, раз в три года, как правило, проводится плановая проверка, к которой однако можно «хорошо» заранее подготовиться.

За нарушения в природоохранной деятельности предусмотрена в первую очередь компенсация ущерба, нанесенного окружающей среде по нормам допустимого воздействия, но доказать, что компания превышает эти нормы крайне сложно из-за отсутствия оперативной информации. Даже информация об авариях может просочиться только в случае, если кто-то из обиженных сотрудников самой компании о ней сообщит. Были и такие прецеденты, и все это опять-таки надо перепроверять химическими анализами, а проверка вылетает на третьи сутки, а соответственно – на третьи сутки никаких следов цианида уже, скорее всего, не найдешь. Значит что-то нужно менять с периодичностью и сроками проведения проверок.

Золотодобывающая промышленность играет все большую роль в экономике России, а значит будущее золотодобычи неминуемо связано с необходимостью решения проблемы утилизации отходов.

Записал Станислав ЖУРАКОВСКИЙ