Наверх

Импортозамещение: свой взгляд Ольги Башмачниковой

16.07.2015

Председатель Аграрной партии России Ольга Башмачникова делится своей точкой зрения на процесс импортозамещения в отечественном сельском хозяйстве.

Сам старт импортозамещению, конечно же, дан. Даже по итогам 2014 г. произошло незначительное увеличение объемов валовой продукции на 3-4%. Есть увеличение по итогам 2014 г. по объемам экспорта, снижение объема импорта. Увеличилось количество инвестиционных проектов субсидирования процентной ставки в сельском хозяйстве – и в молочном животноводстве, и в мясном скотоводстве.

В государственную программу внесены изменения в связи с импортоземещением. Эти изменения касаются средств, направляемых на развитие отечественного семеноводства, средств, направляемых на развитие тепличного хозяйства, средств, направляемых на развитие племенного животноводства и другие направления, включая развитие оптово-распределительных центров, которые должны способствовать решению вопросов сбыта продукции, в том числе для предприятий малого бизнеса.

Однако мы сейчас еще не можем сказать, как это будет работать, потому что пока предусматривается строительство крупных комплексов, и, как малые фермерские хозяйства будут включены в систему, в данный момент не до конца понятно.

На сегодняшний день акцент сделан на достаточно крупные хозяйства. Предусмотрено участие в инвестиционных программах, субсидируется процентная ставка и 20% стоимости самой инвестиции в проекты по строительству ферм, например, молочных на 400 голов. Если ты планируешь построить ферму в 200 голов, то уже в этом проекте участвовать не можешь. Понятно, что тут резерв среднего и крупного бизнеса задействуется, а резерв малого бизнеса – пока нет.

С другой стороны, если мы смотрим, например, статистику за l-й квартал 2015 г., то налицо определенные цифры увеличения объемов производства продукции, и количество крестьянских фермерских хозяйств увеличилось на 9000. Выбывших 4500, в два раза меньше. В 2013-2014 гг. эта динамика, наоборот, была отрицательная. Почему так происходит? Наверное, сами факты эмбарго и наличия программы на импортозамещение субъекты предпринимательства оценивают с точки зрения того, что государство всерьез и надолго намерено поддерживать отечественный сектор.

Проблемы, которые сегодня есть в кредитовании, будут очень серьезно тормозить развитие. У нас банковская система сильно закредитована, если мы говорим о Россельхозбанке или о Сбербанке, банки рассматривают отрасль АПК как очень рискованную, и на сегодняшний день многие уходят в потребительское кредитование. Сейчас практически получить кредит очень сложно.

У банков нет денег, потому что есть объемная закредитованность, и они вынуждены пролонгировать кредиты крупных неокупаемых предприятий на 10-15 лет. Те деньги, которые идут на резервы, банки вынуждены переоформлять на прежние кредиты. Но это же не новые деньги, это просто пролонгация по сути того кредита, который давно есть. Раньше банки могли деньги взять на межбанке в связи с притоком иностранных средств, а их сегодня нет из-за эмбарго. Поэтому банки такого источника финансирования лишились.

Однако сейчас Агентство кредитных гарантий, надеемся, стартует в реализации программы, которая называется «Шесть плюс». Это означает то, что Агентство кредитных гарантий дает гарантию Центробанку, а Центральный Банк под эту гарантию выдаст дешевые кредиты коммерческим банкам. Банк же в свою очередь должен прокредитовать малое предприятие под ставку не выше 11%, и тогда Центральный Банк в течение 10-и дней проводит в этот банк дешевые ресурсы под 6 %. Таким образом, банки не будут крутить деньги и их тратить, и это может стать поддержкой малого бизнеса. И если проект реально заработает, а по нему уже 100 млрд. руб. выделено, то проблема кредитования небольших аграрных хозяйств может решиться.

Записал Станислав ЖУРАКОВСКИЙ