Вольноприносительство в ожидании решения
13.07.2015Еще в 2011 году Госдума приняла законопроект о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями в первом чтении. Однако последующее утверждение этой инициативы явно затянулось. Сама история вольноприносительства в России насчитывает не одну сотню лет, существовали индивидуальные добытчики и в советское время – вплоть до 1954 года. Почему-то на возобновление золотопромышленных традиций во втором чтении у депутатов рука не поднимается.
Тем не менее, в нашей стране полным полно россыпей золота с малыми запасами. Крупным предприятиям они и даром не нужны, потому что промышленное освоение месторождения – затея затратная. Малые артели небольшие россыпи тоже обходят стороной, потому как разойтись по нулям с такой добычей – лучший вариант, если учитывать оплату труда старателей, налоги, кредиты, затраты и прочие пассивы бухгалтерии.
А вот индивидуальному предпринимателю такая разработка может быть очень даже выгодна. Особенно, если он проживает неподалеку в малом поселке, где найти достойную работу для обеспечения семьи практически невозможно. По сути, с принятием законопроекта о вольном приносе рабочие места появятся безо всякого финансирования. Более того, специалисты Магаданской области считают, что старатели-индивидуалисты смогут выдавать «на-гора» до тонны драгоценного металла в год. А это не так-то уж и мало.
Конкретно законопроект дает добро исключительно гражданам России, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, добывать золото на основании упрощенных лицензий на пользование конкретными участками недр. Месторождения не должны содержать более 10-и кг золота. Как и к другим ИП, к вольным старателям будет применяться упрощенная система налогообложения. Сам порядок реализации добытого золота будет еще определен Правительством РФ.
Противники законопроекта высказывают множество опасений. Одно из них заключается в том, что золотоносные регионы станут районами неконтролируемой добычи. Хотя очевидно, что именно нелегальная добыча канет в прошлое. Какой смысл делать вопреки закону то, что можно сделать абсолютно по праву? Естественно, при условии соблюдения известного регламента: прибыл, зарегистрировался, получил лицензию на объект по своему желанию и все! А уж дальше ставь лагерь, добывай драгмет и сдавай в золотоприемную кассу, подобно тому, как делали в России и до революции, и после. Здесь же, в кассе, прежде можно было прикупить одежду, продукты, инструмент, снаряжение и прочие необходимые вещи. Регистрация старателей сможет обеспечить контроль местной власти над соблюдением законности добычи.
Оппоненты законопроекта пророчат и другие негативные факты, к примеру: появление нелегальных золотоприемных касс. Однако «черный» рынок золота существует и без законопроекта. С нелегальной скупкой ведут борьбу органы правопорядка. Хотя такое золото в любом случае попадает на аффинажные заводы и полностью облагается налогом. Будет ли существовать «черный» рынок после легализации добычи? Вряд ли. К тому же крупные партии нелегального золота возникают преимущественно из-за нарушений правил его хранения и транспортировки, а не от деятельности старателей.
Противники вольной добычи говорят и о возможном росте краж золота на действующих предприятиях, хотя от перемены места приемки золота налоговая база не меняется. А уж владельцы ГОК должны сами решать проблемы с «несунами». Тем более что современные технологии доводки золота, в частности через шлихообогатительную фабрику, исключает допуск многих работников непосредственно к драгоценному металлу.
Безусловно, внедрение проекта не обойдется и без трудностей. Потребуется внесение изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и по цепочке в другие законодательные акты Российской Федерации. Ненужными станут многие силовые подразделения, созданные для борьбы с незаконной добычей золота. Потребуется передача большей части полномочий по нормативно-правовому сопровождению процесса регионам, так как централизованное руководство огромной территорией не будет оперативным.
И все же вольный принос станет основательным толчком для улучшения экономики минерально-сырьевых территорий. Дополнительно он должен уменьшить социальную напряженность в районах, где такая добыча является, пожалуй, единственной возможностью деятельности. Кроме того, судя по опыту Австралии, Канады, ЮАР и других стран, многие старатели занимаются добычей на отвалах и отходах горнодобывающего производства, до которых промышленным добытчикам тем паче нет никакого дела. Стоит отметить и то, что индивидуальные добытчики не оказывают такого губительного влияния на экологию, какое волей или неволей допускают горно-обогатительные комбинаты. И еще одна приятность: принятие законопроекта станет основой для развития «золотого» туризма, популярного во многих странах.
Несмотря на все опасения и на ряд проблем по организации упорядоченной системы для вольной добычи золота, это направление выглядит весьма перспективным. Остается дожидаться окончательного решения Госдумы.
Владислав ЩЕРБАК