Наверх

Оборудование для золотодобычи в условиях вечной мерзлоты: что и где эффективнее?

09.07.2015

Как известно, большая часть территории России находится в зоне вечной мерзлоты, когда поверхностный слой земной коры, имеющий круглогодичные отрицательные температуры (ниже 0°С), на сотни и даже тысячи лет сохраняет в грунтах льды. Понятно – основная часть добычи золота в РФ приходится на территории вечной мерзлоты, что из десятилетия в десятилетие требует продуманного подбора специальной техники и оборудования. Эксперт и горный инженер Павел Луняшин, будучи редактором журнала «Металлы Евразии», специализируется на темах геологии, горнодобывающей промышленности, драгоценных металлов. Из года в год он изучает и обобщает опыт работы ведущих золотодобывающих компаний нашей страны, в том числе является автором исследований о современном оборудовании, используемом при золотодобыче.

Специально для портала Arlan.ru Павел Луняшин дает «экспертную картину» по сегменту и специфике современного использования техники для добычи золота открытым способом в условиях вечной мерзлоты.

Какое оборудование нужно использовать для золотодобычи в условиях вечной мерзлоты открытым способом? Это зависит от местонахождения золотодобывающего предприятия. Если предприятие значительно удалено, и транспортная схема по доставке запасных частей достаточно сложная, то ориентироваться нужно на оборудование известных фирм горнодобывающей промышленности. Имеются в виду – Komatsu и Caterpillar, у них широкий линейный ряд оборудования, есть все, что нужно для открытых горных работ: погрузчики, экскаваторы, самосвалы на жесткой раме и шарнирно-сочлененные, бульдозеры. Размерный ряд однотипный. Это – наиболее надежный, но и наиболее затратный вариант, но в удаленных местах выбора просто нет.

Если же транспортная схема проще, то ориентируемся на технику других компаний, в частности, китайских, производящих оборудование для горной промышленности, и российской Четры, которая выпускает погрузчики, бульдозеры большого типоразмерного ряда. Со следующего года компания приступит и к производству шарнирно-сочлененных самосвалов.

Существует такое понятие – стоимость владения оборудованием, оно включает в себя стоимость приобретения техники и стоимость затрат на ее обслуживание, т.е. на запасные части и техническое обслуживание. Например, у бульдозеров значительный расход приходится на детали ходовой части. Скажем, на бульдозер D10 ходовой комплект стоит 150 тыс. $. Здесь можно оптимизировать затраты. Чебоксарский завод промышленных тракторов выпускает неплохие запасные части к деталям ходовых импортных бульдозеров в том числе Komatsu и Caterpillar, эти детали в два-три раза дешевле, чем импортные аналоги, но срок их службы процентов на 20 меньше, а в целом качество достаточно удовлетворительное.

В карьерных самосвалах ориентируемся на карьерные самосвалы БелАЗ, у них очень широкий ряд. 30-40-тонные БелАЗы – в общем-то достаточно неприхотливые машины, и они неплохо служат в наших условиях. Здесь необходимо ориентироваться на комплектацию, к примеру, с дизелями Cummins проблем меньше. В частности, это же касается и бульдозеров Четра: наиболее популярная машина Т35 – тяжелая, весом более 60-и т, она – примерный аналог Caterpillar D9R и D275 Komatsu (это 410-сильные машины), но наша помощней. В течение первых 2-х лет эксплуатации Т35 машина показывает хорошие результаты, а потом начинаются системные аварии. Уязвимы гидравлика и шланги при более напряженном режиме работы, при комплектации дизелями Cummins проблем практически не возникает, но с течением времени начинают лопаться рамы, рамы ходовых тележек. Это достаточно неприятные аварии, но они устраняются, опытными сварщиками, однако машины уже простаивают определенное время.

Китайское оборудование выпускают множество компаний. Ряд из них занимаются сборкой фактически из непонятно каких запасных частей, поэтому если покупать оборудование, то приобретать его надо у дилеров известных компаний, в частности, по бульдозерам особо продвинутая техника – Shantui. У китайцев техника наиболее качественная – мощностью до 350-и лошадиных сил, а если еще мощнее, то качество уже очень невысокое, и у нас их в принципе стараются не приобретать. Что же касается техники Shehwa, XGMA, Zoomlion, Peng Pu, то это в основном для использования в южных регионах. Для отдаленных регионов такая техника в какой-то момент может создать острую проблему из-за неточностей в каталогах запасных частей. Китайские производители этим страдают, у них не всегда в порядке документация, даже у известных компаний, и проблемы здесь возникают из-за несоответствия номеров запчастей в каталогах.

Свыше тысячи бульдозеров ежегодно российские компании закупают в Китае, основная масса из них – Shantui SD16, Shantui SD22, Shantui SD 32. Цены на них сейчас выросли, а год назад они были очень конкурентоспособны, вдвое дешевле аналогичных машин Четра.

Челябинский тракторный завод сегодня слабое внимание уделяет развитию дилерской сети, и сами его машины не являются достаточно надежными. Сейчас их почти перестали закупать, а в советские времена марки Т130, Т170 были наиболее популярны на горной добыче, но надежность их и в те времена была не высокая – каждые два года однозначно приходилось делать капитальные ремонты такой техники. Скажем, ГОК «Куларзолото», предприятие крупное, которое работало в Якутии и добывало порядка 6-и т золота в год стабильно, имело на вооружении 200 машин Т130, Т170. Ежегодно 100 машин проходили полный капитальный ремонт в специально созданном центре комбината «Куларзолото». Также Челябинский завод выпускает неплохие дизель-электрические машины ДЭТ250 и ДЭТ400, но сейчас практически у нас в стране не осталось специалистов по эксплуатации этих машин, а они имеют свои особенности в эксплуатации.

В золотодобывающей промышленности чаще всего задействованы экскаваторы. Раньше российские экскаваторы ЭКГ-5 эффективно себя показывали в суровых условиях: при отрицательных температурах, вплоть до –50 градусов, они работали хорошо и достаточно надежно.

В последнее время начали широко применять гидравлические экскаваторы. Их (от 1,5 до 10 кубов) выпускают практически все ведущие компании горной промышленности. Здесь золотодобытчики, как правило, ориентируются следующим образом: если удаленные предприятия – то, конечно, надежнее машины Komatsu и Caterpillar.

Сейчас многие компании стараются купить более дешевое оборудование. К сожалению, не всегда качество этого оборудование соответствует желаниям заказчика. Завезли, к примеру, технику на горный полигон на Камчатку – вышла из строя крупногабаритная деталь, а везти ее туда почти целый год. И вот машина стоимостью 1 млн. $ простаивает. Такие случаи известны.

О буровом оборудовании. Здесь две ведущие компании, Atlas Copco и Сангвик, также имеется масса китайских аналогов, которые уже копируют это оборудование. Отечественное оборудование СБШ200, СБШ250 (для бурения от 200 мм) выпускают российские заводы.

В советские годы любое золотодобывающее предприятие имело достаточный штат квалифицированных специалистов по обслуживанию любого оборудования. Сегодня на предприятиях специалистов по обслуживанию оборудования почти не осталось. Кадровая преемственность нарушилась на 20 лет, и получается, если остались специалисты, то им за 60 лет. Скажем, Caterpillar пришел в нашу страну почти 50 лет назад с тяжелым горным оборудованием в «северном исполнении», в частности, с бульдозерами, и у нас регулярно присутствовали американские специалисты, которые перенимали опыт эксплуатации в суровых северных условиях, и с учетом этого опыта Caterpillar постоянно совершенствовал свою технику, т.е. фактически мы еще и помогали создавать и совершенствовать лучшие в мире машины.

Кроме того, техника значительно усложняется, и уже без профессионально подготовленных специалистов обслужить эту технику достаточно сложно, поскольку вся диагностика сейчас компьютеризирована, и ежегодно программы обслуживания меняются, поэтому без создания специализированных технических центров не обойтись.

Записал Станислав ЖУРАКОВСКИЙ