Наверх

Золотодыбыча и национальные парки как проблема нашего времени

06.07.2015

Бывает такое, что две миссии, которые соответствуют государственным интересам, вдруг вступают в противоречия. К примеру, сохранность национальных парков – это задача, призванная оградить уникальные природные экосистемы нашей страны от пагубного влияния человека, донести заповедные уголки планеты до наших потомков в первозданной красоте. Добыча же золота служит нынешней экономической стабильности страны, что также имеет основополагающее позитивное влияние на день завтрашний. Обе миссии – во благо будущего, однако меж ними порой возникают противоречия.

Главное из них в том, что любые, даже самые экологически лояльные промышленные разработки приносят природе вред. Одно дело, когда разработка месторождений ведется на обычных площадях. Другое – когда месторождение расположено непосредственно на территории национального парка.

Какой уже год не утихают споры по поводу месторождения «Чудное», что расположено на территории национального парка «Югыд ва» на юго-востоке Республики Коми. Решение об организации парка, который с языка коми переводится как «светлая вода», было принято Совмином Коми АССР еще 28 сентября 1990 года. Самый большой национальный парк России был создан 23 апреля 1994 года уже по Постановлению Правительства РФ № 377. А на 19-й сессии Комитета ЮНЕСКО в 1995 году он стал объектом объекта Всемирного наследия под названием «Девственные леса Коми». В его состав вошло и месторождение золота «Чудное».

Но приказом Минприроды РФ от 14 января 2010 года территория месторождения была отчуждена. Незадолго до того, 30 декабря 2009 года, Федеральное агентство по недропользованию выдало компании «Голд Минералс» лицензию сроком на 25 лет на георазведку и добычу золота на этой земле. Казалось бы, кто, как ни Минприроды, должен холить и лелеять национальные парки? И уж, по крайней мере, соблюдать обязательства, которые наложены на страну международными договорами. Министерство фактически нарушило закон, по поводу чего сначала было вынесено решение Верховного суда.

В ходе проверки деятельности компании «Голд Минералс» также были выявлены нарушения: безо всяких разрешений ей были задействованы дизельные установки, которые загрязняли атмосферу нацпарка, а эксплуатируемый склад горюче-смазочных материалов не имел плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

И за «Чудное» при активном участии «Гринписа России» взялась Генпрокуратура. Она потребовала вернуть месторождение в состав парка. С 2010 года в Центре всемирного наследия ЮНЕСКО рассматривалась просьба Министерства природных ресурсов и экологии РФ об исключении «Чудного» из границ национального парка «Югыд ва». Судя по всему, эту просьбу оставят без удовлетворения.

Немного другая ситуация сложилась на Камчатке. Здесь в Список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО под единой номинацией «Вулканы Камчатки» попали природные парки «Быстринский» и «Южно-Камчатский». Образованы они были в один день – 18 августа 1995 года постановлениями главы администрации Камчатской области. Инициатива создания национальных парков была выдвинута Камчатским областным комитетом по охране природы, сессией народных депутатов Быстринского района Камчатской области, Общественным фондом защиты Камчатки, клубом туристов и путешественников им. Г. Травина при поддержке Камчатского института экологии и природопользования и научно-производственного центра «Экосервис».

В декабре 1996 года парки попали под эгиду ЮНЕСКО. Однако до того по инициативе все того же главы администрации границы их территории были изменены – из состава вывели земли, на которых расположены крупные месторождения. От «Быстринского» было отчуждено 75 тысяч гектаров для Агинского золоторудного месторождения и медно-никелевого месторождения Шануч. «Южно-Камчатский» и вовсе разделили на два кластера, и площадь почти уполовинили, вычленив территории для Асачинского, Родникового, Вилючинского и Порожистого золоторудных месторождений.

В 2000 году был ликвидирован Государственный комитет по экологии, обязанности комитета перешли к Министерству природных ресурсов. По мнению чиновников из Минприроды, территории парков вдруг перестали представлять экологический интерес. Границу Быстринского парка решили отодвинуть в пользу увеличения площади золотодобычи.

Территория этих природных парков уникальна – таких хвойных лесов, как здесь, нет больше нигде на Камчатке. Помимо разнообразной флоры и фауны, культурных ценностей (таких как стоянка человека эпохи неолита) на земле «Быстринского» проживает около 2-х тысяч эвенов – малого народа с оригинальным бытом и фольклором. По лицензиям здесь ведется охота и рыбалка, по разрешениям допускают и туристов. Естественно, массовый приход людей и машин в эти края приведет к дисбалансу экологической обстановки.

Добыча вот-вот может быть разрешена, несмотря на то, что ее запрет был ключевым условием включения «Вулканов Камчатки» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Чем закончится противостояние на полуострове – пока не ясно.

Владислав ЩЕРБАК