Наверх

Свой взгляд экономиста: при секвестре или дальнейшем ослаблении рубля экономика не поднимется

18.06.2015

Министр финансов Антон Силуанов считает, что бюджет в 2015 году не досчитается доходов на 2.5 трлн. руб. от уровня, изначально заложенного, поэтому необходима жесткая экономия. На заседании правительства, обратив внимание на исполнение бюджета за первый квартал, Силуанов говорил:

«В целом наши прогнозы, которые мы делали при подготовке поправок в бюджет текущего года, оправдываются. Общий объем снижения доходов бюджета в текущем году составит от 2 до 2,5 трлн. руб. Нам необходимо в этой связи осуществлять очень жесткий режим экономии при исполнении бюджета текущего года».

По словам Силуанова, бюджет в первом квартале 2015 г. исполнен с дефицитом в 4,2% ВВП. Доходы бюджета России за пять месяцев в номинальном выражении снизились в годовом выражении на 8,9%. По расчетам Минфина, дефицит бюджета России в 2015 г. ожидается на уровне 3,4% ВВП.

Комментарий Владислава ЖУКОВСКОГО, эксперта-экономиста, инвестиционного консультанта.

Есть два пути. Первый путь: мы действительно меняем всю макроэкономическую политику и переходим от политики экономики «трубы» и приверженности вашингтонскому консенсусу вульгарного либерализма. То есть отходим от тех догм, которые прописывали еще Гайдар и Чубайс. От известных либеральных представлений про саморегулирование экономики, невмешательство государства, про масштабную приватизацию, про соответственно рыночное свободное образование курса на валютном рынке... И, соответственно, отходим от ориентации на включение иностранного капитала, на то, что Запад нам поможет и прочего. Это первый путь, при котором мы изменим нашу денежно-кредитную, промышленную, налоговую, бюджетную, структурную, тарифную, внешнюю торговую политику... При этом мы находим реально новые источники роста, новую добавленную стоимость и действительно переходим к развитию частной инициативы и к опережающему развитию. Это целая стратегия. Она требует не только смены политики, но и, прежде всего, реально действующих лиц нынешнего экономического процесса, а многих из них все в принципе устраивает.

Вариант второй. Мы продолжаем оставаться экономикой бензоколонки, то есть находиться в критической зависимости от системы нефтедоллара и от зарубежного капитала, зарубежных технологий, зарубежных продовольственных товаров и товаров первой необходимости. То есть остаемся такой сырьевой специализированной экономикой. И, соответственно, в рамках вот этой модели у нас реально нет никаких бюджетных дополнительных источников.

То есть, если мы идем по второму пути, то – по линии консервирования «статус-кво». И помогать нам могут Запад и США, а раз не они, то Китай. Эта модель, действительно, граничит с тупиком.

То есть, чтобы было понятно, никаких новых источников дохода в бюджете реально нет. Бюджет уже имеет хронический дефицит примерно в 4,5–5% ВВП реально по итогам года, а не 3,4, как говорят в Минфине. В этом случае мы получим еще более сильный спад экономики – процентов на 5. Спад инвестиций процентов на 10. Спад доходов населения процентов на 15. Ну и инфляцию тоже.

Для того чтобы сейчас хоть как-то сбалансировать бюджет, нам нужно, чтобы среднегодовая цена нефти в рублях была не меньше 4000 рублей. Чтобы было понятно, по итогам первых четырех месяцев текущего года она была всего лишь 3200 рублей.

Когда такой сырьевой бюджет, когда больше половины дохода идет напрямую от нефтегаза, почти 80% оборота происходит за счет экспортно-ориентируемой экономики (нефть, газ – плюс металлы, плюс удобрения и нефтехим), как наполнить бюджет? Как его сбалансировать?

Первое – это полностью урезать госрасходы на то на что можно урезать... То есть это, грубо говоря, увеличивать пенсионный возраст, сокращать индексацию пенсий, замораживать зарплату в бюджетном секторе, резать разного рода инвестиционные программы, урезать так называемые непроизводительные траты на развитие человеческого капитала, то есть на медицину, на здравоохранение, науку. Грубо говоря, еще больше консервировать нашу сырьевую зависимость и технологическую отсталость.

Второй вариант решения проблемы с бюджетом: его «прорисовка» через соответственное увеличение бюджетных доходов. А как их увеличивать? Нефти, газа вы не можете в большем объеме продать за рубеж, потому, что физически у вас нет необходимых структур, да и в мире резко сокращается потребление нефти, газа и промышленных металлов. Мировая экономика постепенно затухает, и мы видим к чему привело перепроизводство нефти. Цены упали в два раза. С другой стороны, в долларовом эквиваленте ничего не дорожает: те же самые, например, нефть, газ и промышленные металлы находятся на многолетних минимумах и расти не хотят. Тем более что даже в Китае сильнейшее снижение экономического роста с 2009 года. А Европа тоже говорит, что экономика едва-едва растет. Первый же квартал у них откровенно провальным получился.

Соответственно, у нас в долларах цены на экспортные товары не растут, поэтому единственный вариант напитать бюджет остается через масштабную шоковую девальвацию. Чтобы мы сегодня хотя бы получили не 3200 рублей за бочку, как имели за январь – апрель, а хотя бы получить 3800–4000 рублей. При нефти в 60–65 долларов за баррель, нам нужно, чтобы рубль вырос до 65-70 рублей за доллар. А 70 рублей за доллар – это абсолютно неприемлемый сценарий по политическим причинам.

У нас нет больших потоков ни денег, ни капитала, и мы теперь занимаем в Китае. И поэтому либо нужно обвалить рубль, либо урезать расходы. Российский рубль упал в 2014 году. Он очень долго держался, мы просто рухнули последними, но тоже рухнули, догнав по масштабам падения бразильский реал, индийскую рупию и др.

Поэтому сейчас малый бизнес ощутит на себе новые налоговые и неналоговые обязанности, особенно усиление неналогового бремени. То есть разного рода акцизы, патентные сборы, платежи за ведение бизнеса, полисы... Соответственно – и жизненно необходимые услуги, в том числе образование и медицина, будут дорожать.

Другое дело, что это все лишь усугубит наше технологическое отставание от Запада, пропасть между добывающей и обрабатывающей промышленностью. Мы получим еще больший спад в реальном секторе экономики, в инвестициях, в загрузке мощностей, в новых рабочих местах. И это путь тупиковый, на самом деле он не приведет ни к какой нормальной рыночной трансформации, как нам обещают чиновники. Он приведет к тому, что наша экономика станет еще менее конкурентоспособной на глобальном рынке.

Вот решили урезать госрасходы. В 1997 году тоже провели секвестр, но тогда секвестр составил 5–7%, а сейчас возможен уже более масштабный секвестр. На 10–15–20% сокращаются расходы по многим программам, расходы реверса в 1,5–2 раза. А некоторые программы вообще заморожены.

Записал Станислав ЖУРАКОВСКИЙ