Агентство Рейтер: Российская золотодобывающая отрасль – итоги года
25.12.2014Российские золотодобытчики, весь год страдавшие от вялости мировых цен на драгметалл, получили в подарок на новый год резкое снижение издержек за счет обвала рубля, но в будущем их ждет дальнейшее ослабление рынка и неизбежный всплеск инфляции.
Предварительно оценивая объем производства золота в России в 2014 году в 275 тонн, что на 8 процентов больше 2013 года, Союз золотопромышленников РФ пока не дает прогнозов на будущий год, ссылаясь на неопределенность глобального рынка.
В августе лобби прогнозировало, что благодаря стремлению компаний поддержать выручку за счет объемов добычи Россия по итогам 2014 года может выйти на второе место по производству золота в мире, обойдя Австралию и уступая лишь Китаю.
После отказа от строительства масштабного рудника на Наталкинском месторождении есть риск снижения выпуска золота в России в ближайшие годы, но он не так велик, полагает глава союза Сергей Кашуба, так как производители уже заявили о намерении нарастить добычу на действующих активах.
Будущее российской золотодобычи в значительной мере зависит от обменного курса рубля и от того, удастся ли в нынешних условиях привлекать в отрасль иностранных партнеров и инвестиции, сказал отраслевой эксперт, член совета Союза золотопромышленников Михаил Лесков.
НА СМЕРТЬ НАТАЛКИ
Цены на золото XAU= заканчивают 2014 год вблизи средней отметки в $1.266 за унцию против $1.409 за унцию годом ранее, и пока не обещают скорого возобновления активного роста. Это заставило золотодобывающие компании по всему миру пересматривать будущее капиталоемких проектов, заявленных в период царившего до конца 2013 года ценового ралли.
Самой заметной жертвой разворота рынка в России стало Наталкинское месторождение в Магаданской области, где крупнейший золотодобытчик страны Полюс Золото PGIL.L планировал построить крупнейшее в России предприятие и даже успел завезти туда по колымскому бездорожью крупнейшие в отрасли мельницы для измельчения руды.
Ноябрьское заявление Полюса об отказе от запуска первой очереди Наталки в 2015 году и ожидаемом пересмотре запасов с сокращением более чем в 1,5 раза стало ключевым событием года, по мнению большинства опрошенных Рейтер экспертов.
Анонсированный еще командой предыдущего совладельца компании Михаила Прохорова мега-проект многие участники рынка и раньше воспринимали скептически из-за его технических особенностей, и при всей значимости события сюрпризом оно не стало.
"Я бы не сказал, что новость о приостановке Наталки стала большой неожиданностью", - сказал Рейтер аналитик Societe Generale Сергей Донской.
КРАХ В ПОМОЩЬ
Снижение средней цены на золото на 10 процентов в 2014 году последовало за 16-процентным спадом годом ранее и поставило на грань рентабельности десятки рудников по всему миру. Однако в России на помощь золотодобытчикам пришла девальвация рубля, в конце года рухнувшего под напором дешевой нефти и войны санкций между Москвой и Западом более чем на 40 процентов к доллару и евро.RUBUTSTN=MCX
Резкое сокращение затрат на фоне ослабления рубля стало вторым ключевым событием года после отмены Наталки, сказал Рейтер аналитик ВТБ Капитала Вадим Астапович из Лондона.
"Это (девальвация рубля) уникальная возможность для российских компаний справиться с низкой ценой на золото в конце года, - сказал глава отраслевого лобби Кашуба. - В противном случае при цене $1.200 за унцию и курсе 32 рубля за доллар половина российских компаний были бы с нулевой рентабельностью".
Но обвал рубля может ударить по строящимся рудникам и геологоразведочным проектам, обеспечивающим рост добычи в будущем.
"От ослабления рубля сильнее всего смогут выиграть действующие предприятия, поскольку у большинства из них рублевая составляющая себестоимости достигает 65-80 процентов, - сказал Лесков. - Расходы на строительство новых рудников, напротив, на 55-70 процентов состоят из валютных затрат, для геологоразведочных компаний это соотношение находится примерно посередине".
По его мнению, такая ситуация примерно на 1,5-2 года – а если рубль не начнет фундаментально укрепляться, то и более – даст золотодобывающим предприятиям возможность упрочить позиции и нарастить объемы производства.
"Несмотря на сложности, золотодобыча в России, по всей видимости, в ближайшие годы продолжит свой рост, который в основном будет подпитываться развитием действующих мощностей, а не созданием новых производств", - сказал Лесков.
ГОД ГРЯДУЩИЙ
Благодаря девальвации национальной валюты и как следствие сокращению издержек финансовое положение золотодобывающих компаний резко улучшилось.
"В смысле экономики для российских компаний за год ситуация улучшилась, они входят в новый год с резко снизившимися издержками при относительно стабильных ценах на золото", - сказал Донской из Societe Generale.
Однако их благополучию по-прежнему угрожает возможное ослабление на мировом рынке золота, а также неизбежное ускорение инфляции в стране.
По мнению Астаповича из ВТБ Капитала, в 2015 году надо готовиться к дальнейшей оптимизации операционных и капитальных затрат и возможному банкротству наиболее слабых непубличных игроков отрасли.
"У меня ощущение, что при цене $1.100 за унцию многим придется как минимум сокращать инвестиции", - сказал он Рейтер 12 декабря, когда официальный курс доллара составлял 54,79 рубля.
"В любом случае затраты будут догонять прежние долларовые значения достаточно резво, - сказал Лесков, до 2010 года возглавлявший горно-консалтинговую компанию НБЛ-Золото. - Дизтопливо, взрывчатка и ряд иных материалов уже начинают дорожать, за ними постепенно могут потянуться и иные статьи затрат".
При этом если ситуация развернется и рубль начнет дорожать, долларовые издержки какое-то время по инерции будут расти быстрее рублевых, как это было в 2005-2007 годах, сказал Лесков.
Аналитики Thomson Reuters GFMS ждут в базовом сценарии в 2015 году третьего подряд снижения среднегодовых цен на золото до $1.150 за унцию, объясняя это низкой привлекательностью защитного актива в условиях малой инфляции и сильного доллара.
Постепенное восстановление, по их мнению, может начаться только в 2016 году, когда рынок наконец начнет реагировать на рост спроса на физический металл в условиях ограниченного предложения.