Наверх

Машиностроение как фактор роста золотодобычи в России

30.10.2017

С одной стороны, разговоры о необходимости наращивания доли отечественного машиностроения в добывающих отраслях ведутся давно.

С другой же, необходим конкретный комплекс мер для стимулирования машиностроительной отрасли.

Годами Россия жила по принципу «мы и так все купим, что нам нужно», но после известных геополитических сдвигов оказалось, что возможность купить не безусловна. Вследствие этого особо важным является то, что создание машиностроительного системного комплекса для золотодобычи позволит получить больше налогов, создать еще больше рабочих мест, а также благотворно повлиять на экономику. Какие же условия могут поспособствовать росту машиностроительного комплекса для золотодобычи?

Во-первых, на прошлой неделе Центробанк снизил ключевую ставку до 8,25%. На прошлом заседании ставка была снижена сразу на 50 базисных пунктов до 8,5%, поэтому сейчас экономисты ждали от регулятора большей осторожности. Мера дает, по сути, более дешевый кредит. Для создания новых машиностроительных предприятий и обновления существующих это фундаментальное условие. Еще в 2015 году Минпромторг был готов субсидировать на уровне 70% от ставки ЦБ. Тогда же правительство выделило на субсидирование ставок 20 млрд. руб. Для сравнения, по опросам экспертов, более половины существующих машиностроительных компаний заинтересованы в такой мере поддержки.

Во-вторых, это относительно недорогая рабочая сила и инженерные кадры. При сопоставимом качестве сотрудников оказывается, что уже сегодня часть зарплат в России дешевле того же Китая, который долгие годы приводили в пример. Если в Италии платят 300 евро в месяц, то в России уже 400, а в Китае и вовсе 600. Но при этом разница может быть и в том, что в китайском цехе это 40 человек (сказываются социальные вопросы), а в России могут работать всего два человека (на современном оборудовании все автоматизировано). При этом под спрос есть и предложение. В нулевые годы в России никогда не покупали металлообрабатывающего оборудования меньше чем на миллиард долларов в год даже в кризис. А современные производства дают и рост производительности труда, что опять же сказывается на экономике.

В-третьих, последовательный курс на импортозамещение как фактор развития отрасли. Планируемые высокие пошлины на часть готовых импортных изделий могут повысить конкурентоспособность даже простой отверточной сборки в России. Уже посчитано, что перенос производства из Европы или Тайваня целиком для некоторых категорий производимой продукции может сэкономить производителю от 20% в стоимостном выражении. Тем более, что это накладывается на обязанность госкорпораций разработать программы долгосрочного развития на 5–10 лет вперед. В рамках программ госкомпании должны обеспечить и развитие своего кадрового состава. Это дает четкий пример рынку, что даже в наших сложных условиях можно и нужно разрабатывать долгосрочные программы развития, ведь на коротком промежутке большое количество машиностроительных заводов не создать.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ