Наверх

Об особом режиме налогообложения в золотодобывающей отрасли

05.07.2017

Ввиду сложной обстановки с бюджетом рост налогов для части добывающих отраслей вполне вероятен.

Так, срок действия повышенной ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти продлят до 31 декабря 2020 года, чтобы покрыть часть дефицита бюджета. Рост налога скажется на малом бизнесе, работающем с сырой нефтью. Но дело в том, что рост налогов без возможности вкладывать в инновации останавливает развитие добывающих отраслей.

Также следует помнить о специфике добывающих отраслей — о долгосрочном планировании. Следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, занятого в таком бизнесе, требует планирования инвестиций на долгие сроки, и такие инвестиции часто начинают окупаться по прошествии длительного периода времени. Поэтому для нефтяных компаний обычно предусматриваются более льготные нормы отнесения убытков на будущие периоды.

В Дании, например, обычная норма времени для отнесения убытков на будущие периоды составляет 5 лет, но для нефтедобывающей промышленности она увеличена до 15-и лет. Точно такой же норма может стать и для золотодобывающих компаний.

Очень актуальна ставка на инновации. Не секрет, что большая часть оборудования, технологий, выстроенных систем добычи в России — зарубежные. Но даже просто хороший самосвал или просто отличная шнековая дробилка не дают результата, а дает результат выстроенная система, в которой всё работает эффективно и всё находится на своих местах.

Эффективные компании крайне выгодны государству: они создают новые высокотехнологичные рабочие места, повышают производительность труда, много добывают и дают больше налогов в бюджет. Именно в сложных экономических условиях ставка на развитие инноваций делает наиболее быстрый результат. И тут инновации на рынок могут поставлять малый и средний бизнес в добывающей отрасли. Именно такие, например, компании совершили революцию сланцевой нефти в Норвегии. Но нужно также понимать, что для недропользователей, для держателей лицензий допуск любой новой технологии — это определенный риск.

Поэтому во всех компаниях есть свои процедуры по допуску технологий в программу, и часто инновациям сложно преодолеть недоверие, скептицизм и добиться испытаний своих технологий на их месторождениях. Выходом из этой ситуации может стать два стимулирующих действия от государственного регулятора: создание опытных площадок и налоговое стимулирование.

Одним из апробированных вариантов опытных площадок в стране стали ТОРы — «территории опережающего развития». Например, в Магаданской области в «Стратегии социального и экономического развития Магаданской области до 2025 года» считается возможным подобный формат. Именно в рамках ТОР возможны апробации новых технологий: места в области под проекты достаточно, а также создаются все необходимые условия.

Но не менее важным фактором должны стать налоговые преференции тем компаниям, которые вкладываются в инновации и развитие технологий добычи трудноизвлекаемых запасов. Для той же нефтяной отрасли Минприроды РФ уже заказало ФБУ ГКЗ подготовку новых предложений по льготному налогообложению. По предварительной оценке, прирост добычи может достичь 100 млн. тонн нефти в год. Такие же меры для золотодобывающей отрасли вполне способны дать не меньший эффект.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ