Наверх

Транспортные коридоры способны помочь рынку сельхозпродукции

17.04.2017

На прошлой неделе Минсельхоз предложил создать транспортные коридоры. Планируется, что они будут сделаны не только внутри страны, но также должны соотноситься с Узбекистаном, Таджикистаном, Азербайджаном, Ираном и Белоруссией.

Стороны договариваются о поставках сельхозпродукции и продовольствия маршрутными рефрижераторными поездами. Создание транспортных коридоров в этих направлениях позволит ограничить реэкспорт запрещенных товаров через Казахстан, Азербайджан и Белоруссию, упростить таможенное и ветеринарно-фитосанитарное сопровождение, а также налоговое администрирование грузов. Кроме того, это обеспечит возможность отслеживать поставляемую продукцию, гарантию ее безопасности и качества, увеличит объемы экспортных поставок.

Планируется, что проект предоставят в правительство, и на площадке Минсельхоза будет создана межведомственная рабочая группа с участием Минтранса, ФТС, ФНС, Россельхознадзора, Роспотребнадзора и РЖД.

Что это означает для отрасли? Возможно, что возьмутся за самое сложное – регулирование цепи от «производства» до «полки». Транспортировка молока и молочной продукции — непростая задача, и в конечной цене на полке транспортные расходы порой составляют значительную долю. Те же автоперевозчики несли двойную налоговую нагрузку. Также к транспортному налогу добавилась система «Платон». Попытки отменить транспортный налог были, и теперь платежи в «Платон» засчитываются в счет транспортного. Средний по рынку платеж, по данным экспертов, составляет от 200 до 300 тысяч рублей.

Другую сторону представляет Росавтодор. По словам его представителей, повышение тарифа до 1,9 руб./км повлияет на конечную стоимость товаров в пределах 1%, что неощутимо для конечного потребителя. Сборы в системе составляют всего 3–6% из общей структуры затрат на перевозку, а расходы на транспортировку не превышают 10% в итоговой цене продукции, подсчитал Росавтодор.

Если же говорить о РЖД и планируемых контейнерных перевозках, то все еще сложнее. Взять, например, значимую долю контейнерных перевозок: 40% — это доставка в морские порты и выгрузка из них же. А для Дальнего Востока цифра приближается к 100%. Обладая монополией на «первые километры» пути во многих регионах страны, РЖД годами уверенно растили тарифы на транспортировку контейнерных грузов (рост превысил половину тарифа за 6 лет).

Формально решениями правительства и антимонопольной службы тарифы РЖД индексируются в 2017 году на 4%, но к этому добавляются 2% на капитальный ремонт путей, и еще 4% — «точечно» на транспортировку контейнерных грузов. Но относительное отставание в процессе строительства и ввода в действие современной инфраструктуры для обработки контейнеров даже на узловых станциях приводит к тому, что автомобильный транспорт обслуживает до 60% внутренних контейнерных перевозок.

Но по данным группы FESCO в России контейнерами можно перевозить около 2 млрд. т в год. От этой цифры контейнеры получили долю рынка всего в 6%.

Ситуация похожа на ту, что была в США в 1985 году. То есть, регулирование этого рынка и рост хотя бы на 15% в год серьезно сократит расходы на транспортировку молочной продукции и снизит стоимость конечного продукта. Особенно, когда наши затраты на транспортировку превышают средние по Европе в три раза.

Поэтому создание пилотных коридоров внутри страны и для импортно-экспортных операций может положительно сказаться на всей отрасли, в том числе на средних и крупных региональных игроках. При наличии высокоэффективной транспортной доставки по адекватной цене региональные игроки получат значительно больший рынок сбыта, и качественная продукция найдет большее число потребителей.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ