Экспорт молока по итогам 2016 г.: осторожный оптимизм
03.04.2017Хотя экспорт молока и молочной продукции из России пока еще сравнительно мал (нам бы внутренний рынок насытить!), рост по итогам 2016 года, согласно данным Milknews, составил 10%.
Росстат при этом в своих отчетах указывает рост 6,3% — до 644 тыс. тонн.
Следующие группы выросли за прошедший год: мороженое (+30%, экспортировано 17,2 тыс. т на 38,2 млн. USD), сырные продукты (+28%, экспортировано 22,6 тыс. т на 25,7 млн. USD), цельномолочная продукция (экспортировано на 12% больше продукции — 48 тыс. т на сумму 25,7 млн. USD), молочная сыворотка (в 2 раза больше, экспортировано 3,3 тыс. т на 2,9 млн. USD), сливочное масло (на 9% больше, экспортировано 5 тыс. т на 12,5 млн. USD), сыры и творог (+2%, экспортировано 25,2 тыс. т на 57 млн. USD).
Особую роль в экспорте мороженого сыграл Китай. Для сравнения – данные за 2015 год: из России было экспортировано 670 тыс. т молочной продукции в пересчете на молоко (−7% в сравнении с 2014 годом) на общую сумму 252 млн. USD (по данным Milknews). По оценкам Росстата, экспорт в 2015 году составил 606 тыс. т, что на 3,7% меньше объемов 2014 года.
Структура экспорта по видам молочных продуктов остается стабильной на протяжении нескольких лет. Наибольший удельный вес в экспорте (по стоимости) приходится на кисломолочную продукцию (26% в 2016 году), на втором месте — сыры и творог (22%), далее следуют мороженое (15%), сгущенные и сухое молоко и сливки (12%), цельномолочная продукция (10%), сырные продукты (10%), сливочное масло и другие молочные жиры (5%).
При этом в сравнении с 2015 годом в структуре экспорта в 2016 году увеличилась доля сырных продуктов и мороженого, снизилась — сгущенного и сухого молока и сливок, кисломолочной и цельномолочной продукции, сыров и творога. Основным экспортным партнером остается Казахстан, несмотря на снижение общей доли.
Если в 2013 году структура экспорта в стране занимала 56%, то в 2016 это уже 45% — падение доли происходит за счет общего роста. При этом значительно вырос экспорт в Китай. Хотя структура экспорта туда еще не очень заметна (1,7% в общей доле), но рост за прошлый год в объемах составил более чем 350% и составил 12,7 тыс. тонн и 8 млн. долларов.
Сыграли свою роль относительно низкие логистические издержки, высокое качество по сравнению с китайскими аналогами и конкурентная цена. Для сравнения, по данным «Ведомостей», начиная с 2015 года средняя зарплата китайского инженера средней квалификации была уже выше российской. А близость Дальнего Востока к Китаю и раздача дальневосточных гектаров также могут сыграть свою роль.
Весомую долю российского экспорта в Китай составило мороженое, другие виды продукции пока что закрыты заградительными пошлинами. Еще в 2014 году китайцы съедали треть мороженого, произведенного в мире, а китайский рынок обогнал американский по объемам.
В 2010 году китайский рынок мороженого составлял $4,07 млрд., а в 2016 году достиг $6,65 млрд., как следует из отчета Assessment of the Indo-China Ice Cream Market 2016. Соответственно, существует путь, в котором параллельно с насыщением внутреннего рынка готовится плацдарм для международной экспансии.
Одна из наиболее выгодных стратегий — это поиск незанятых ниш за рубежом и постепенный выход с совместными партнерствами. Таким образом российским производителям удается расти «во вне» даже в сложные времена.
Станислав ЖУРАКОВСКИЙ