Наверх

Госсубсидии для производителей молока и потребитель

01.03.2017

Все идет к тому, что на молочном рынке может сложиться новая форма поддержки и производителей и потребителей, когда законодательно и исполнительно будет внедрена адресная поддержка населения.

Вполне сформированный рынок для этого уже есть: адресной поддержки ожидает каждый пятый гражданин нашей страны. За последние 2 года в этой категории населения потребление продуктов упало на 15%. С помощью государственных субсидий потребителям на приобретение готовой продукции вполне можно нарастить и само потребление.

Сделать это возможно адресной субсидией на продукты питания, в том числе и молочные. Это не просто даст рыночный рост к потреблению конкретной продукции, но и обеспечит новые рабочие места, загрузит предприятия и обеспечит толчок развитию рынка.

Но при этом важно соблюсти одно условие: заказ и закупка адресной продукции в сетевую розницу должны выбираться по принципу эффективности — в приоритете должны быть те производители, которые системно вкладываются в инновации и качество готовой продукции.

Первые попытки организовать адресную помощь были опробованы в Ульяновской области. Продовольственные карты начали выдавать в Ульяновске в тестовом режиме в октябре 2015 года. Да конца 2015 года около 150-и жителей Ульяновска получили подобную поддержку.

При этом большинство граждан России (78%), согласно опросу «ВЦИОМ-Спутник», поддержали идею ввести адресную помощь для малоимущих: «По мнению трех четвертей россиян, реализация подобной программы позволит поддержать отечественных производителей с/х продукции (с этим согласны 76%), даст возможность малоимущим полноценно питаться (75%)». В то же время более половины респондентов (62%) считают, что перечень магазинов, в которых можно использовать карты, будет очень коротким, а 56% опрошенных считают, что число получателей таких карт будет максимально ограничено.

«На получение продовольственных карт (исходя из доходов своей семьи) рассчитывает 31% опрошенных россиян; 26% сказали, что испытывают потребность в них», — отмечает ВЦИОМ.

Для поддержки потребителей и производителей подобные меры уже работают на крупнейшем рынке мира — США. В Америке продуктовые пластиковые карты действуют с конца девяностых годов. Они заменили талоны на питание. Система похожа на российскую — по этим картам тоже продаются только определенные продукты питания и по ним нельзя купить алкоголь или продукты не из списка товаров, на которые выделяются средства.

По продуктовым картам в России разрешат покупать молоко и молочные товары, мясо, овощи, фрукты и ягоды. Все остальные товары, в том числе спиртное, оплатить по ней будет невозможно.

Сумма, которая будет переводиться на карту, зависит от дохода гражданина и прожиточного минимума в регионе. Однако на карту можно будет положить и свои деньги. В этом случае государство добавит гражданину 30–50% от вложенных средств. Важно, что это увеличивает потребление, а его рост фактически отражается на экономическом росте страны.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ