Наверх

Интервью с губернатором Магаданской области

03.12.2014

Колыма активно меняется. Она уже сейчас готова стать флагманом экономического развития всего Дальнего Востока. Основа этого – особая экономическая зона и проекты создания территорий экономического развития. Все они интересуют инвесторов и в основном ориентируются на добычу полезных ископаемых. О новых проектах и том, какие еще отрасли надо развивать в суровом, но богатом регионе, в интервью «ФедералПресс.Дальний Восток» рассказал губернатор Магаданской области 

Владимир Печеный. Владимир Петрович, в августе вы подробно рассказали о продлении режима особой экономической зоны на территории области – тогда этот закон только разрабатывался. Как идет его принятие? 

В конце ноября мы повстречались с председателем комитета по бюджету и налогам Госдумы Андреем Макаровым. Мы уточнили наши позиции, приятно, что в ключевых вопросах мы находим полное понимание. Ведь мы вместе исполняем поручение президента РФ. Глава государства поддержал предложение по совершенствованию режима ОЭЗ в августе 2013 года, и позже вопрос продления режима ОЭЗ в Магаданской области рассматривался правительством РФ по поручению президента Владимира Путина. Были сформулированы поручения Минэкономразвития и региональным властям подготовить возможные изменения в закон. После их проработки 27 декабря 2013 года президент подписал перечень поручений о мероприятиях по повышению инвестиционной привлекательности Магаданской области. Были сформулированы поручения правительству региона и ряду федеральных министерств – подготовить необходимые документы для внесения изменений в действующее законодательство по продлению режима ОЭЗ Магаданской области до 2025 года. 

Вопросы реализации крупных инвестиционных проектов в Магаданской области стали одними из главных на совещании в Магадане, которое провело Минвостокразвития РФ. Что делается для привлечения инвесторов в регион? 

Магаданская областная дума ранее выступила с законодательной инициативой, которая касается необходимости дифференциации ставок по НДПИ. Предлагается внести изменения в часть 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ, предусмотрев установление налоговой ставки по нормативу 3,6 % по налогу на добычу полезных ископаемых из россыпных месторождений золота, расположенных в отдаленных, труднодоступных районах Дальнего Востока и Байкальского региона с отсутствием инфраструктуры и удаленных от дорог с твердым покрытием более чем на 200 км. Считаю, что введение льготных экономических условий позволит привлечь недропользователей к отработке труднодоступных месторождений, что, в свою очередь, обеспечит рост золотодобычи в регионе и поступление налогов в бюджеты. Я сам к потенциальным инвесторам прихожу с таблицей, в которой есть три графы. Первая – федеральный закон о налоговых послаблениях для участников региональных инвестиционных проектов (РИП). Там хорошие льготы: ноль налога на прибыль в течение пяти лет, хорошие льготы по налогу на использование природных ресурсов, так называемый НДПИ – там тоже ноль, потом он немножко увеличивается, но по чуть-чуть, и, пока предприятие развивается, он минимальный. 

Этот закон сейчас работает плохо, потому что там есть ограничения, которые сложно преодолеть, чтобы получить право этим пользоваться. Мы, губернаторы-дальневосточники, вместе с Минфином, с вице-премьером обсуждали это на совещании во Владивостоке и сформировали определенный перечень поручений, которые должны упростить процедуру. Вторая колонка – это наша особая экономическая зона (ОЭЗ) в Магаданской области. Она должна была прекратить работу в конце года. Сейчас в Госдуме в первом чтении принят закон о продлении ее режима. И во втором чтении закон будет принят, я надеюсь, 10 декабря. У нас есть и другие инструменты – свободная таможенная зона, освобождение от таможенных платежей на ввоз, допустим, оборудования. У нас есть льгота – будет, по крайней мере, – по НДС, по налогу на прибыль. 

Третья колонка – это то, что предлагает проект закона о территориях опережающего развития. Там тоже целый перечень инструментов. Поэтому, когда мы работаем с инвесторами, мы предлагаем выбор – в зависимости от того, какая это компания, какой это проект, условия участия. У нас не идеальные, но привлекательные условия для бизнеса. Но важно, чтобы процедуры были упрощены, в том числе в тех документах, которые сегодня принимаются. В том же законе по ТОРам – там много того, что хотелось бы упростить. 

Мы в рамках тех полномочий, которые есть у региона, достаточно демократичны. Но есть масса процедур, которые зависят не от нас. Лицензирование крупных месторождений – это не полномочия региона, а федеральные. Мы просим, чтобы у регионов было больше прав для того, чтобы на месте решать вопросы лицензирования небольших месторождений. В середине ноября я был у председателя правительства, Дмитрия Анатольевича. Вновь обсуждалась тема, которая на сегодняшний день не решена, – вольный принос золота, то есть разрешение добывать золото физлицам. Мы ожидаем от этого не столько экономического эффекта, сколько социального. 

На совещании обсудили вопросы действия территорий опережающего социально-экономического развития. Сейчас в области выделено пять территорий опережающего экономического развития: Приколымо-Омолонская, Северная, Западная, Омсукчанская и Магаданская. Каким проектам при их формировании было уделено особое внимание? 

В первую очередь тем, где получаемая добавленная стоимость и выручка в пересчете на одного человека максимальны. Ведь реализация таких проектов станет решающим фактором для повышения средней заработной платы в экономике, большей собираемости налогов в региональные бюджеты. Примером такой ТОР является вновь сформированная Омсукчанская ТОР, расположенная в центральной части области на территории двух муниципальных районов – преимущественно Омсукчанского и частично Среднеканского. Это крупнейшее месторождение серебра в России на территории Дукатского рудного района и Омсукчанского угольного бассейна с примыкающей территорией, расположенной на берегу Охотского моря, где планируется строительство порта с угольным терминалом. Перспективным для этой зоны направлением является освоение Омсукчанского угольного бассейна. Его запасы оцениваются в 5 млрд тонн каменных углей и антрацитов, годных под открытую разработку. Группа компаний «ИСТ» заявила о намерении создать здесь угольный комплекс общей мощностью до 3 млн тонн угля в год и поставлять уголь на экспорт в страны АТР. Для этого планируется построить угольный терминал в бухте Пестрая Дресва, реконструировать автодорогу Омсукчан – Меренга и проложить на месте бывшего зимника новую трассу Меренга – бухта Пестрая Дресва. Общая протяженность дороги от Омсукчана до бухты составит 130 км. Развитие Омсукчанской зоны позволит дополнительно кроме серебра, золота и свинца ежегодно добывать 3 млн тонн угля, обеспечить годовой вклад в ВРП 3,6 млрд рублей, ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней порядка 850 млн рублей, а также создаст более 500 новых рабочих мест. Наши ТОРы привязаны к нашей основной отрасли – горнодобывающей, это золото, серебро, железо, медь, сурьма, ну, и вся таблица Менделеева, и эти территории сформированы таким образом, чтобы под них создавалась инфраструктура. 

Кажется, что промышленность края построена в основном на добыче полезных ископаемых. Но недавно вы обращались в Минсельхоз России с просьбой обратить внимание на рыбную отрасль региона. Затем вы встречались с министром сельского хозяйства РФ Николаем Федоровым. О чем удалось договориться? Будет ли федеральная власть поддерживать это направление? 

Мы с министром РФ обсуждали много вопросов, но среди них было и состояние рыбной отрасли. Наше обращение в Минсельхоз связано с тем, чтобы включить в федеральные программы реконструкцию действующих и строительство новых рыбоводных заводов. Наш рыбохозяйственный комплекс нуждается в крупных вложениях и серьезной модернизации. Регион нуждается в возобновлении стада лососевых. Кроме того, мы настаиваем на передаче в областную собственность рыбного терминала магаданского морского порта. Фактически рыболовецкие суда не имеют возможности нормально швартоваться, нет береговой базы для хранения продукции, элементарных холодильников. После передачи в областную собственность рыбного терминала мы намерены провести комплексную модернизацию портового хозяйства с привлечением денег частных инвесторов. Сейчас в регионе готовят предложения по модернизации порта для отправки в Минсельхоз РФ. Есть частные российские инвесторы, которые готовы участвовать, в частности, в восстановлении рыборазводных заводов, в добыче и переработке морского зверя. Когда-то это уже было, а сегодня этого практически нет, это нужно восстанавливать. 

Нужно создавать производства, которые связаны с особенностью региона. Безусловно, нужны и перерабатывающие предприятия, перспектива для этого есть. Но создавать предприятия по производству автомобилей или еще чего-то – я считаю, что это будет пустое прожектерство. Сегодня мы много делаем для того, чтобы у людей был высококачественный сервис, возможность для отдыха, для занятий физической культурой и спортом, иначе людей не удержать. На самом деле многое сегодня уже изменилось. Вам просто надо приехать в Магадан и все увидеть. Я с оптимизмом смотрю в будущее.