Наверх

Господдержка простимулирует развитие молочки

21.09.2016

Возможно, что в самое ближайшее время будет решена одна из самых ключевых проблем сельхозпроизводителей — господдержка.

Относительно низкая инвестиционная активность по причине дорогих кредитных ресурсов, и как следствие долгая окупаемость создавали препятствия на рынке, который уже сегодня в мире насчитывает 500 млрд. долларов оборота и к 2020 году вырастет до 800 млрд.

По словам главы Минсельхоза, «молоко развивается тяжело по объективным причинам. Нужны правила игры — стабильные и четкие. Но мы хотим уже в следующем году помочь молочной отрасли, в т.ч. кредитной ставкой в 5%. Сегодня ситуация субсидирования кредитной ставки складывается таким образом, что 1–3 года клиенты обслуживают процентные ставки по 15%, а уже потом могут надеяться на меньший процент. Пятипроцентная ставка по кредитам поможет сделать любой бизнес более маржинальным».

Наблюдается постепенное движение в сторону удешевления кредитных денег для сельхозпроизводителей. Этот ключевой вопрос невозможно решить наскоком, требуется планомерная и постоянная работа — тут уж точно «постоянство — признак класса». Особенно в условиях кризиса, когда каждый бюджетный рубль тратится с опаской.

И данная стабильная работа дает свои плоды, причем иногда в самых неожиданных местах. Так, на текущий момент ситуация такова, что рынок Москвы на 90% обеспечен отечественным молоком. «За 2015 год Москва снизила зависимость от импортного производителя на 28%. Агропродовольственный сектор, который был открыт в регионе, поможет в дальнейшем выйти на уровень самообеспеченности», — высказался руководитель департамента торговли Москвы Алексей Немерюк. В сегменте хлеба, круп и картофеля обеспеченность московского рынка отечественными продуктами составляет 95%, в сегменте молока и растительного масла — 90%.

Также в среднем по прошлому году прибыль сельхозпроизводителей выросла на треть. На 40% сократился импорт агропродовольственной продукции. Цель — за 5–7 лет выйти на самообеспеченность внутреннего рынка продуктами питания. А в зерновых вложения в новые технологии и обновление парка техники уже дали рекордные 116 млн. тонн зерна, из которых 40 пошло на экспорт. То же самое может произойти и в молочной отрасли. По словам председателя правления «Союзмолока» Андрея Даниленко, если в Новой Зеландии могут нарастить производство молока на 10%, то Россия тем более способна увеличить поставки. «20 млн. тонн товарного молока производится в стране, импортируем порядка 9 млн. тонн (в пересчете на товарное молоко). При этом более 80% импорта поставляется из Беларуси. Для нас ключевой вопрос: прозрачные и понятные правила игры. Мы имеем реальный потенциал для роста», — высказался глава «Союзмолока».

Данные цифры показывают наиболее быстрый агрессивный пусть для роста: дешевый кредит и поддержка существующих лидеров рынка может дать достаточно быстрый рост, полное насыщение внутреннего рынка и в перспективе глобальную экспансию отечественных продуктов. Важно только вместо очередных мегапроектов точечно поддерживать игроков, искать технологических лидеров на внутреннем рынке и масштабировать их опыт. Ведь если они выжили в условиях падения внутреннего спроса и конкуренции с импортом, то при благоприятных условиях могут показать быстрый рост.

Ровно по такому пути и шли другие страны в поддержке своих сельхозпроизводителей: тут уже можно и не изобретать велосипед. В наших условиях можно соответствовать нескольким критериям: быть технологически ориентированной компанией, быть региональным лидером, желательно иметь партнерские отношения с крупными международными игроками. При выполнении этих условий все может получиться.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ