Наверх

Молочка: выживает не только сильнейший, но и наиболее эффективный

14.09.2016

На сегодняшний день на молочном рынке просматривается достаточно интересная ситуация. Есть несколько тенденций, которые складываются в завершенную картину только после сопоставления — по отдельности они не дадут полного спектра.

Например, оказалось, что 48% респондентов определяют уровень цен в магазине на основе молочной продукции, а 36% респондентов — на основе цен на сыры. При этом 52% опрошенных покупателей ориентируются на цены на птицу, рыбу и свежее мясо. Во втором квартале 2016 г. по данным Nielsen, в России увеличился индекс потребительского доверия, значительно снизившийся в первом квартале года (в сравнении с показателями 2015 г.).

Вторая цифра касается производителей продовольствия в целом. По данным X5 Retail Group, 24% производителей продовольствия соблюдают менее половины требований к качеству. Исследование было проведено на основании 357-и аудиторских проверок по состоянию на 1 июля 2016 г. Среди них 10% занимают молочные предприятия. Лучшие показатели — у производителя бройлеров, изготовителей салатов. В случае негативных результатов проверки сетями в адрес поставщика направляются конкретные рекомендации, и контракты заключаются только после повторного аудита через 3 месяца при условии устранения проблем. То есть фактически, каждый четвертый производитель продовольствия и каждое десятое молочное предприятие явно не соблюдает технические регламенты и нормы.

При этом третья тенденция, казалось бы, противоречит второй. За первые полгода 2016 года ритейл прибавил 9% в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным экспертов, в 2017 году рынок вырастет еще на 8%. Таких показателей удалось достичь благодаря увеличению потребительского чека. За 6 месяцев 2016 года частота покупок выросла на 5,9%, размер чека в рублях — на 3,1%.

Если посмотреть на структуру потребительских затрат, то основные категории практически не изменились. В натуральном выражении продажи продуктов питания упали на 0,1%. Прирост наблюдался только в категории «Товары для животных» — плюс 16% к прошлогодним значениям, «Средства персонального ухода» — плюс 5% и «Фармацевтические товары» — плюс 6%. Потребители стали покупать больше товаров в категориях «Бакалея», «Сладости», и «Детское питание». В рублях показатели выросли на 10%, 10% и 16% соответственно. При этом в натуральном выражении потребление увеличилось только в категории «Свежие овощи и фрукты» — плюс 4% к прошлым значениям.

Аналитики отмечают: увеличилось потребление базовых молочных продуктов, таких как сметана (+4%), творог (+6%), йогурт ложковый (+8%), ряженка и варенец (+3%). Потребление плавленых сыров упало на 7%, белые сыры и сыры для намазывания, напротив, выросли на 4% и 11% соответственно. Показатели по желтым сырам остались такими же, что и в 2015 году. Покупатели, которые в прошлом году в основном отдавали предпочтение плавленым сырам, в этом году переключились на желтые сыры и сыры для бутербродов. Это произошло из-за увеличения предложения по данным категориям. То есть несмотря на большое количество продукции вне технических норм, потребление растет.

Какие выводы можно сделать из сложившейся картины? Во-первых, производители молочной продукции будут продолжать расти: рынок располагает к уверенному росту потребление молока и производных продуктов.

Во-вторых, расти будут не все подряд, а только те компании, которые сделают ставку на инновации, качество готовой продукции и партнеры крупных брендов, желательно с мировым именем. Таким критериям, например, соответствует «Золотая нива» в Смоленской области, и постепенный рост предприятия это только подтверждает.

В-третьих, с рынка будут уходить самые неэффективные компании — ритейл просто будет выдавливать их с полок наших магазинов.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ