Наверх

2 года санкций: что изменилось в молочной отрасли?

08.08.2016

6 августа 2014 года отношения с западными странами изменились если не навсегда, то уж точно надолго. Российская Федерация ввела контрсанкции, которые ограничили доступ продуктов ряда стран на наш рынок.

Вошло в обиход импортозамещение. Но что стоит за этим термином? Смогла ли перейти Россия от слов к делу?

За год в России уничтожили более 7,5 тысяч тонн продукции, попавшей под продовольственное эмбарго. В Россельхознадзоре отмечают, что большая часть пришлась на овощи и фрукты.

Из всей уничтоженной «санкционки» к продуктам животного происхождения относилось 228,642 тонн продовольствия, и, как рассказала представитель Россельхознадзора Юлия Мелано, «эти продукты чаще всего уничтожались в Белгородской области и в Алтайском крае». То есть в общем объеме поставок число незначительно — молочной продукции почти не завозили, и на рынок это не повлияло.

За счет сокращения импорта освободился внутренний рынок для местных производителей. Объем промышленного производства большинства видов молочных продуктов в 2015 году увеличился. В выигрыше оказались прежде всего производители сыра и сырных продуктов, а также сливочного масла. Темпы прироста производства в этих сегментах в последние 2 года достигали десятков процентов. В 2016 году по итогам 4 месяцев отмечено увеличение производства наиболее востребованных населением молочных продуктов — цельномолочной продукции, сыров и сырных продуктов. За 2015 год цельномолочной продукции было произведено 11,6 млн. тонн, что на 2% больше, чем в 2014 в объемах всей страны. Рост в 2016 к середине года держался на уровне 3,5%.

Несмотря на благоприятно складывающуюся рыночную конъюнктуру, не удалось до конца создать базу для устойчивого роста производства сырого молока. Дефицит не исчез. Аналитики отмечают стагнацию производства молока (2013 — 30,5 млн. т, 2014 — 30,8 млн. т, 2015 — 30,8 млн. т), сокращение поголовья коров (2013 — 8,7 млн гол., 2014 — 8,5 млн гол., 2015 — 8,4 млн. гол.), сохраняется значительный удельный вес хозяйств населения в производстве сырого молока (45,6% в 2015 году, товарность — 34%).

Что это означает для рынка? Необходимо напрямую поддерживать региональных лидеров по производству молока. Это дало бы относительно быстрый прирост в производстве и мультипликативный эффект молочному рынку. Скажем, в той же Смоленской области лидер в лице компании «Золотая нива» наращивает производство системно, размеренно, с применением самых современных технологий.

Тем более что за 2 года снижалась доходность производителей и переработчиков молока из-за повышения себестоимости его производства и переработки на фоне девальвации национальной валюты. Из-за девальвации рубля резко выросла себестоимость — на 30–40%.

На рынке растет доля фальсификата. По оценкам «Союзмолоко», доля фальсификата увеличилась с 8% в 2014 году до 10% в 2015 году в целом по молочной группе продовольственных товаров. Импорт пальмового масла вырос в 2015 году на 26%, за 4 месяца 2016 года — на 14%.

На рынок оказывает сильное влияние снижение потребительского спроса на молоко и молочную продукцию на фоне падения покупательной способности денежных доходов населения. Потребление молочной продукции на душу населения снижается с 2012 года (249 кг/чел. в год) и составило по итогам 2015 года 235 кг/чел. в год, что на 3,7% меньше, чем в 2014 году, или только 71% от рекомендуемой Минздравом России нормы в 320–340 кг/год. Правда это уже не эффект низкой базы, потому как ранее отмечалось 13-летнее увеличение среднедушевого потребления с 214 кг/чел. в год в 1999 году.

В 2015 году отмечен незначительный прирост потребления населением только традиционных цельномолочных продуктов (+0,7%), в том числе творога (+4,8%), при этом увеличение потребления обеспечено увеличением объемов внутреннего производства цельномолочной продукции (+1,6%) и творога (+6,1%).

Еще одна интересная тенденция — повышение экспортной активности производителей молокопродуктов: в 2015 году отмечено увеличение экспорта только цельномолочной продукции (в 2 раза), мороженого (+9%) и сырных продуктов (+2,9%); за 4 месяца 2016 года экспорт молокопродуктов вырос на 27%. Аналитики считают, что таким образом производители пытаются компенсировать упавший в России спрос.

Итог в целом по рынку за последние 2 года описывается знаменитой фразой «Everything has room for improvement» — «Все можно улучшить». Положительных тенденций за последние 2 года появилось предостаточно, но необходимо преодолеть негативные при системной и слаженной работе государства, бизнеса и научного сообщества.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ