Наверх

Адресные субсидии могли бы вывести производство молока на новый уровень

11.07.2016

С 1990 года средний уровень потребления молочной продукции в России упал с 387 кг на человека в год до 235 кг. Такие данные приводятся в отчете, подготовленном экспертами проекта «Три молочных продукта в день».

На объемы потребления оказывали влияние такие факторы, как снижение поголовья коров в 90-е годы, что, как следствие, привело к падению объемов производства в стране. С 1990 по 1999 годы производство молока в стране сократилось на 23,4 млн. т — с 55,7 млн. т до 32,3 млн. т, или на 42%.

При этом в результате снижения численности и ухудшения благосостояния населения страны снижались объемы потребления и импорта молочных продуктов. В начале 2000-х сельхозпроизводителям удалось стабилизировать производство за счет повышения продуктивности коров, однако тенденция сокращения поголовья не была переломлена. Увеличение реальных располагаемых доходов населения в 2000-е годы способствовало сохранению положительной динамики в потреблении молочной продукции. Расширяющийся спрос на молочную продукцию в основном реализовывался за счет импортных поставок: если в 2000 году импорт молочной продукции в пересчете на молоко составлял 4,7 млн т, то к 2014 достиг 9,2 млн т, увеличившись почти в 2 раза за 15 лет. Отечественное производство молока при этом находилось в среднем на том же уровне.

Мировой финансовый кризис 2008 года и снижение покупательной способности доходов населения привели к еще большему снижению темпов прироста. В результате в 2011 году отмечали первое с 2000 года снижение среднедушевого потребления — до 246 кг на человека в год. С 2012 года отмечается ежегодное падение среднедушевого потребления молочной продукции. При этом совокупный объем потребления до 2015 года повышался, что обусловлено ростом номинальных зарплат. В результате в 2015 году потребление молочной продукции составило до 235 кг на человека в год при минимальной рекомендованной медицинской норме в 320 кг на человека в год. То есть даже нынешнее потребление молочных продуктов не дотягивает до такого простого показателя как норма потребления.

Соответственно, здесь необходимо подключать государство для развития человеческого капитала в стране. Для западных стран характерен метод субсидирования готовой продукции, где конечный потребитель из наиболее незащищенной категории может получить многое фактически бесплатно. Для России же возможен вариант субсидирования малых и средних производств. В терминах рейтинговых агентств в нашей стране средним успешным предприятиям дают название «газели».

Это те компании, которые быстро растут, внедряют современные технологии, дают конечный качественный продукт потребителю. И если переход от малого предприятия к среднему за последние 25 лет более-менее отработан, то вырасти со среднего бизнеса в крупный достаточно сложно — удавалось это немногим. И тут как нельзя кстати для молочной отрасли будут «умные» государственные субсидии, которые будут раздаваться не всем подряд, а тем, кто наращивает производства, вкладывается в технологии, становится региональным лидером, получает партнерства с мировыми брендами.

Примерами таких предприятий могут считаться развивающиеся региональные производители, среди которых и ЗАО «Золотая Нива» в Смоленской области. С производством в более 3000 т лидер Смоленщины среди производителей молока внедряет самые современные технологии и создает рабочие места.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ