Наверх

Такие предприятия, как «Золотая нива», смогут расширять потенциал

04.07.2016

Решение о продлении антироссийских санкций со стороны Брюсселя не стало неожиданностью. Многие были готовы к очередному выпаду Евросоюза, а некоторые даже порадовались такому повороту событий. Похоже, что производители молока от санкций только выиграют.

Продуктовое эмбарго со стороны России в отношении ряда западных стран было введено в августе 2014 года в ответ на западные санкции. Был запрещен ввоз мяса, молока, овощей и фруктов. А 1 июля этого года Совет ЕС объявил о продлении экономических санкции против России. Ограничения будут действовать до 31 января 2017 года. Такое решение европейские политики объяснили невыполнением минских соглашений по урегулированию ситуации на Украине. Российская сторона в ответ продлит контрсанкции на такой же срок.

Что это означает для молочной отрасли в ближайшей среднесрочной перспективе?

  1. Контрсанкции продлили. Постановление от 30 июня 2016 года №608. Запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия продлен с 6 августа 2016 года по 31 декабря 2017 года. Подписанным постановлением внесены изменения в постановление Правительства от 7 августа 2014 года №778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года №560 и от 24 июня 2015 года №320». Продлен с 6 августа 2016 года по 31 декабря 2017 года запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн.

  2. Экспорт молочной продукции вырос. По самым разным экспертным оценкам, с начала 2016 года объем экспорта молока из России вырос более чем на 20%. Основные продукты, которые везут из России — это йогурты, творожки, мороженое. Поставки этих товаров увеличились в Казахстан и Белоруссию. Также отрасль постепенно увеличивает объемы экспорта в Китай.

  3. Внутренний рынок все еще ждет насыщения. Средняя норма потребления на человека в России в 230 кг молочных продуктов в год еще слишком низка по сравнению с развитыми экономиками, где молоко и производные продукты потребляются гораздо интенсивнее. Для рынка это означает, что местные производители будут продолжать расти за счет роста внутреннего потребления. Например, в Смоленской области вышел в лидеры проект ИК «Арлан»: «Золотая нива» с производством более 3000 тонн молока в год.

  4. Необходим рост эффективности на всех этапах производства и доставки продукции до потребителя. Это позволит развиваться в непростых экономических условиях, ведь все можно улучить. Для примера несколько цифр: компания «Магнит» как крупнейший продуктовый ритейлер в стране посчитала, что в марте 2016 года минимальный набор продуктов обошелся покупателям в среднем в 2749 руб. При этом разница в стоимости самого дорогого и самого дешевого набора в разных населенных пунктах составила почти 1,37 раза. Самая дорогая корзина — 3181 руб. — оказалась у жителей села Байкалово (Свердловская область), самая дешевая — 2327 руб. — у жителей Набережных Челнов. Одним из важнейших показателей роста эффективности станет сокращение подобной разницы в ценах для разных регионов и откроет производителям среднего размера путь в «высшую лигу».

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ