Наверх

Решения Госдумы позитивны для производителей молока

27.06.2016

Госдума во втором и третьем чтениях приняла поправки в закон «О торговле». Законопроект принят в достаточно жесткой для ритейла редакции. Так, совокупный размер выплат, которые розница может брать со своих поставщиков, снижается до 5% цены закупленного товара. В эту сумму должны войти стоимость рекламных, маркетинговых, логистических услуг, а также премия за объем закупки (ретробонус).

В третьем, окончательном, чтении закон поддержали 411 депутатов, двое проголосовали против. Соавтор закона, депутат Ирина Яровая, заверила коллег, что закон — это «историческое решение», которое «можно будет отнести в копилку хороших и полезных решений» уходящего созыва Госдумы. Есть несколько важных для молочной отрасли поправок, которые, надеемся, смогут дать необходимый законодательный толчок для роста производства.

Наиболее неожиданным стало предложение депутатов ускорить сроки вступления в силу новых поправок до 10-и дней после их публикации, сообщил корреспондент РБК в Госдуме. Соответствующую поправку одобрил профильный комитет по экономической политике и инновационному развитию и предпринимательству в пятницу утром. Ранее предполагалось, что новые правила вступят в силу 1 января 2017 года. Сами же ритейлеры указывали среди возможных сроков июль следующего года.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности» группа депутатов и сенаторов во главе с Яровой внесла в Госдуму еще в январе 2015 года. Проект предполагал переписать отдельные статьи в законе «О торговле» и Кодексе об административных правонарушениях: ограничить дополнительные платежи сетям со стороны поставщиков, снизить отсрочки по оплате поставленных товаров, увеличить штрафы за нарушение законодательства. Эти меры были призваны улучшить положение производителей.

Какие поправки наиболее чувствительны для молочной отрасли и что смогут дать производителям для большего проникновения в сети и наращивания эффективности?

  1. Новые договоры поставки должны быть заключены в срок до 10-и дней с момента публикации закона. Также будет необходимо обновить все старые договоры до января 2017 года. Срок, безусловно, не очень большой, но, по сути, в век информационных технологий придется быстро согласовать поправки в договор, особенно с учетом того, что полностью переделывать договоры поставок не придется. Поправки, конечно, есть, но они не потребуют для внедрения значительных затрат.

  2. Снижение вознаграждения ритейлерам за продвижение и оборот товаров. Самые ожесточенные баталии между представителями сетей и поставщиков вызвал пункт о снижении доли вознаграждения, которое платят ритейлерам поставщики за продвижение и оборот своих товаров — так называемые «ретробонусы». В финальных поправках, которые сегодня приняты депутатами Госдумы, предельная величина вознаграждения ритейлерам осталась в варианте, доработанном Минпромторгом и одобренном правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Ретробонусы предлагается снизить с нынешних 10% до 5% от стоимости поставленного товара. В это вознаграждение войдут также расходы на маркетинговые акции и бонус за логистику. Ранее поставщики платили за них дополнительно. Это означает, что региональные производители Смоленщины, Воронежской области, республики Башкортостан и других регионов смогут со временем не только снижать долговую нагрузку, но и выходить в федеральные сети в региональных представительствах. Снижение ретробонуса сделает выход для средних производителей значительно дешевле, сократит наценку от коровы до потребителя. Например, для лидера Смоленской области, «Золотой нивы», это означает еще больший рост эффективности на рубль вложений в производство.

  3. Сокращается срок оплаты ритейлом производителю за поставленный товар. Еще один важный пункт — сокращение срока, в течение которого ритейлер обязан заплатить производителю за поставленный товар. Сокращение сроков выплат за поставку скоропортящихся товаров предложено снизить с десяти до восьми дней; за товар со сроком хранения до одного месяца — до 25-и дней вместо 30-и; за товары со сроком хранения более месяца — до 40 дней вместо 45-и. Также Минпромторг предложил рассчитывать сроки отсрочки платежа со дня передачи товара в торговую сеть, а не с момента, когда поставщик передал ритейлеру полный комплект документов на продукцию. Это означает, что по всей цепочке оплаты будут ритейлером призводится быстрее. А быстрый оборот денег пойдет на пользу производителю, позволит разгрузить баланс. От этой нормы выиграют все.


В итоге все опасения ритейла относительно ужесточившихся для них условий будут нивелированы возросшей конкуренцией производителей готовой продукции, производители постепенно получат больший доступ к полке, а значит и к большему числу потребителей.

Станислав ЖУРАКОВСКИЙ