Наверх

Реалии и прогнозы по золотодобыче от Сергея Кашубы

01.02.2016

Золотодобывающая промышленность была и остается одной из фундаментальных составляющих российской экономики. Но особое значение золотодобыча приобретает в нынешнее непростое для экономики России время. О трендах минувшего года и прогнозах на 2016 год беседуем специально для портала Аrlan.ru с председателем Союза золотопромышленников РФ Сергеем Григорьевичем Кашубой.

— Здравствуйте, Сергей Григорьевич. Как Союз золотопромышленников оценивает текущую ситуацию? Чем нас порадует и чем может огорчить 2016 год?

— Мы полагаем, что в нынешнем году по отношению к 2015 году будет зафиксирован нулевой или незначительный рост общего производства. Это связано с тем, что все основные производственные мощности в предыдущие годы уже были задействованы. Что же касается общемировой цены на золото, то мы ожидаем, что она будет находиться не в лучшем для нас ценовом диапазоне. По прогнозам, средняя цена на тройскую унцию в 2016 году будет составлять порядка 1100 долларов. Но одновременно с этим, в связи с ценами на нефть и девальвацией рубля, рублевая цена на золото будет для нас достаточно комфортной.

— Сохранится ли ориентация золотопромышленников на внутренний рынок?

— Ориентация на внутренний рынок в нашей сфере — стабильный тренд последних лет. Вся добыча и подавляющее большинство сделок по продаже осуществляется на российском рынке, ведь наши основные покупатели — Центральный Банк Российской Федерации, коммерческие банки и ювелиры. Так, в 2015 году ЦБ РФ скупил рекордное количество золота — около 200 тонн, и весь этот объем был куплен у российских золотодобытчиков, что, безусловно, не может не радовать. Мы сохраняем ориентацию на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество с Центральным Банком.

— В 2016 году объем закупок от ЦБ РФ будет таким же?

— Точный ответ на этот вопрос может дать только Центральный Банк. Но, исходя из того, что ЦБ РФ в абсолютном выражении лидирует в мировой закупке золота вот уже второй год подряд, мы очень надеемся на пролонгацию данной тенденции. Поддержание 100% ликвидности золота на внутреннем рынке — очень важная задача.

— Произойдет ли увеличение доли ювелирной продукции? Или спад в этой области продолжится?

— Для наших коллег и партнеров из мира ювелирных изделий девальвация рубля совершенно не на руку, ведь внутренняя рублевая стоимость на их продукцию резко выросла. В 2015 году мы наблюдали значительное падение спроса со стороны ювелиров, и это вполне естественно, учитывая спад потребления ювелирных изделий. По разным оценкам падение доходило до 30–50% и, принимая во внимание ситуацию с рублем, не стоит ожидать роста потребления с их стороны.

— В вопросах импортозамещения в сельском хозяйстве уже могут быть подведены некоторые итоги. Что вы можете сказать в этом контексте про золотодобывающую промышленность? Произойдет ли некий всплеск популярности российских производителей оборудования или все останется на прежнем уровне?

— С точки зрения использования техники и оборудования золотодобытчики достаточно консервативны. Мы стараемся сохранить сложившийся на предприятиях в последние годы парк автотранспортной, горной и карьерной техники. Взрыва по импортозамещению в нашей области не произошло. В большинстве своем это традиционный набор российских КамАЗов, белорусских БелАЗов, китайского и американского оборудования. Реалии нашей работы таковы, что, образно говоря, «белазист» на американский трактор не пересядет, ведь очень многое завязано на станциях по обслуживанию техники, создание и поддержание которых — дело непростое. Если, например, где-то создан и функционирует центр обслуживания техники Caterpillar, то там покупают «катерпиллары». Если где-то построен китайский центр — закупают китайскую технику. В этой связи каких-то изменений в плане импортозамещения у нас не произошло. Безусловно, валюта дорожает, и мы стали чуть больше посматривать в сторону отечественных производителей, обращаем больше внимания на машинно-транспортный отечественный парк, на российское горное оборудование, но резких изменений не происходит.

— Получается, при сохранении нынешней цены на доллар, импортозамещение в отрасли — долгая история?

— Да, конечно. Вся нынешняя ситуация очень напоминает дефолт 1998 года. Тогда мы тоже постепенно развернулись к отечественным производителям, к белорусам. Сейчас, может быть, мы чуть больше импортных товаров будем покупать в Китае, потому что китайцы научились производить хорошую технику: и по качеству, и по цене она довольно неплоха. Может произойти небольшая переориентация на российского и китайского товаропроизводителя, но она будет происходить не из-за рубля, а из-за близости Китая к центрам добычи золота в России — к Дальнему Востоку.

— Какими будут отношения между государством и золотодобытчиками в 2016 году?

— В 2015 году в законодательство было внесено достаточно много изменений, пролоббированных Союзом золотопромышленников и поддержанных Министерством природных ресурсов и Роснедрами. Позитивные изменения происходят постоянно. В этом отношении все наши инициативы последних лет наконец-то рассматривают и принимают, потому что это те меры, которые действительно облегчат жизнь бизнесу. Современная конъюнктура буквально заставила государство воплощать наши предложения в жизнь. Поэтому от 2016 года мы ждем того, что процесс модернизации законодательных основ продолжится.

— Каковы, на ваш взгляд, текущие ключевые потребности золотопромышленников? Что должно быть реализовано?

— Нас очень волнует устаревшая система классификации запасов, доставшаяся нам с советских времен. Она слишком консервативна и не учитывает все современные экономические реалии. Так, часть запасов, которые мы могли бы учитывать в производстве, остается на балансе, и наоборот. Мы считаем, что система учета запасов в недрах должна быть двухкомпонентной: одна — для государства, другая — для бизнеса и экономики. Это возможно, для этого необходимо разработать динамические кондиции. Бизнес-сообщество, Министерство природных ресурсов и Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых должны собраться и обсудить этот вопрос вместе. Во всяком случае, у нефтяников подобная система была модернизирована и начала действовать с 1 января 2016 года. Я думаю, что подобное произойдет и с нами, и это будет очень позитивным моментом.


Беседу вел Станислав ЖУРАКОВСКИЙ