Наверх

Сергей Каргинов: Нужно поддерживать тех, кто вкладывается в технологии, в эффективность

28.09.2015

На прошлой неделе Владимир Путин провел выездное совещание по развитию агропромышленного комплекса России. Ключевым вопросом стал рост сельского хозяйства в стране.

«Сразу же отмечу: с введением запрета на ввоз продовольствия из ряда стран для отечественного АПК – мы об этом постоянно говорим в последнее время и правильно делаем, что говорим, это нужно подчеркнуть, нужно, чтобы все понимали, – у нас появились дополнительные возможности, дополнительный импульс для роста, для укрепления позиций наших сельхозпроизводителей на национальном рынке. Но хочу сказать, о чем уже говорил неоднократно: это окно возможностей когда-нибудь тоже закроется, потому что рано или поздно такие рестрикции с обеих сторон все равно заканчиваются. Поэтому нужно сейчас воспользоваться этим моментом, для того чтобы твердо встать на своем собственном рынке. А потенциал, конечно, для этого есть».

Каким образом Государственная Дума будет помогать в развитии агропромышленного комплекса страны мы обсудили с первым заместителем председателя Комитета по аграрным вопросам Сергеем Генриховичем Каргиновым.

– Какие, с законодательной точки зрения, расставлены акценты на следующий сельскохозяйственный год?

– В первую очередь мы отстаиваем все программы финансирования. Мы же перешли на однолетний бюджет. И нас, к сожалению, правительство просит увеличить сроки рассмотрения бюджета. Фактически мы принимаем бюджет программы поддержки и увидим деньги только в марте следующего года. А без поддержки государства сельскому хозяйству в России на конкурентном рынке выжить будет сложно. Необходима поддержка малого и среднего агропромышленного бизнеса. Для этого мы готовы снимать административные барьеры. 17 июля этого года был принят 248-й закон, который вносил изменения в законодательство об автомобильных дорогах, и он фактически сделал дополнительную административную нагрузку на предприятия сельхозпроизводства. Производители вынуждены при пересечении автомобильных трасс, федеральных, региональных, муниципальных, получать разрешение. Разрешение получается в течение 10 дней, это минимальный срок. Дорожники натянули одеяло в свою сторону – как бы не испортить трассы, но не позаботились о сельхозпроизводителях: штрафы в 400–500 тысяч рублей. Это первый барьер, который теперь нужно снимать.

– Что делать с кредитной политикой? Производителям не хватает длинных и дешевых кредитов.

– Вы знаете, денег не хватает всегда, и когда их много – их мало. Важно определить приоритеты. Я считаю, что отрасль сельского хозяйства должна стоять на приоритетной основе, как и военно-промышленный комплекс. Продовольственная безопасность – это один из основных факторов обороноспособности любой страны, если мы не в состоянии себя обеспечить продуктами, то любом противостоянии мы можем проиграть. Мы прекрасно знаем из истории России, что такое «голодный бунт», и поэтому нельзя нам допускать ситуацию до такой степени, чтобы на прилавках наших магазинов исчезли продукты питания – это самый худший вариант развития. Мы готовы отстаивать перед Минфином и Центробанком снижение кредитных ставок.

– Какие отрасли сельского хозяйства получат низкие процентные ставки, это молоко, это животноводство, это пшеница? 

– По последним данным, которые у меня есть с Минсельхоза, мы очень хорошо в этом году сработали, плюс 40 процентов по овощам и фруктам, особенно Закавказский округ. По зерну мы уже превратились в экспортера, а не импортера, то есть мы стабильно удерживаем четкие позиции. По курице уже снабжение практически до 100%. Основные наши проблемные отрасли сегодня – это молочная отрасль и мясное животноводство.

– Что будет сделано для молочной отрасли?

– Финансирование селекционных центров в растениеводстве и молочном хозяйстве, мы должны вложиться в технологии. Если есть возможность приобрести оборудование, технологический процесс, государство должно помогать именно на этом этапе. К сожалению, ряд программ в регионах, допустим по той же Вологодской области, работает плохо с экономической точки зрения. Мы датируем сегодня килограмм мяса и килограмм произведенного молока, в этом случае сельхозпроизводители не заинтересованы в качестве продукции. А мы ведь должны мотивировать к стремлению сохранения качества и уменьшения себестоимости. Но в правительстве пока этого понимания нет.

– Сколько сегодня составляет себестоимость производства молока в Центральной России?

– Приобретение молока сейчас 15–16 рублей, производство где-то в пределах себестоимости 12–13 рублей. В молоке очень сильно влияет на себестоимость транспортная составляющая.

– Будут ли какие-то преференции, например, предприятиям, которые современные технологии закупают и здесь их адаптируют?

– К сожалению, кроме компенсации по лизингу, нет каких-либо программ, которые позволяют компенсировать сельхозпроизводителям приобретения высокотехнологичного оборудования. Я же выхожу с поправками по этому вопросу. Нужно поддерживать тех, кто вкладывается в технологии, в эффективность.

Беседу вел Станислав ЖУРАКОВСКИЙ