Наверх

Импортозамещение: свой взгляд Андрея Суздальцева

27.07.2015

Продолжаем публикацию размышлений экспертов по теме импортозамещения, столь важной для современной России, и, прежде всего, для ее аграрного сектора. Андрей Суздальцев, заместитель декана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики, делится своей точкой зрения на процесс импортозамещения.

Сказать, что процесс импортозамещения полностью сложился в современной России мы еще, естественно, не можем. 

Есть государственные программы импортозамещения, они носят точечный характер, на них равняются, на них ориентируются, под них выделяются деньги, но, к сожалению, все обычно концентрируется в госкомпаниях. Госкомпании же являются у нас «маяками» неэффективности. 30 тысяч госкомпаний в два раза неэффективнее частного сектора.

С другой стороны, инстинктивно, под рукой обстоятельств, идет импортозамещение у средних, крупных частных предприятий, особенно в производстве аграрной продукции – в сельском хозяйстве, частично в машиностроении. Бизнес реагирует быстрее, но ему и труднее одновременно. С кредитованием сейчас очень сложно, и ему тяжело.

Санкции создают своеобразную конфигурацию нашего внутреннего рынка, к которой бизнес приспосабливается быстрее, чем госкорпорации. Госкорпорациям при этом легче, потому что они имеют доступ к деньгам. Проблема у нас связана с тем, что все-таки импортозамещение подразумевает, что мы выходим на использование адекватных современных технологий. Технологическая проблема не решена, потому что нам не доступны все современные технологии, и это очень задерживает наше импортозамещение.

Мировой же опыт импортозамещения бывает и негативным… Самый классический и страшный вариант – это Северная Корея. Годах в 1970-80-х продукция, которая поставлялась туда Советским Союзом – трактора, автомобили и другая техника – проходили специальную зону на границе, где с советской техники снимали все марки и вешали свои, северокорейские, вроде как производили они. Вот такие вещи встречались – абсурды импортозамещения.

Нельзя превращать импортозамещение в абсурд. Импортозамещение должно сочетаться с реальным наращиванием экспорта и сохранением того импорта, который нам необходим. Импорт должен закрывать ту продукцию, которая обходится нашей экономике в огромные суммы. А стоит ли импортировать недорогие товары, например, карандаши, ластики, канцтовары? Наверное, завозить стоит – для расширения ассортимента, хотя надо соблюдать баланс.

Для импортозамещения необходима развитая экономика, фактически импортозамещение – процесс естественный, и не надо бы делать из него кампанию, если есть экономический потенциал, если есть технологический задел. Тогда национальный рынок будет отбиваться от импорта активным бизнесом, будет производить конкурентную продукцию и будет вышибать импорт, а это – конкурентная борьба.

Конечно, в значительной степени у нас создался некий «парничок». Это парничок, а не идеальная открытая рыночная экономика. Но в данной ситуации у нас просто нет другого выхода, чем идти по пути импортозамещения.

Нас поставили в такие условия, это вопрос не просто импортозамещения, но и доступа к капиталу, потому что, если лакуну мы закрываем, то туда уже иностранный капитал не вернется. Иностранные инвесторы это понимают, они пытаются остаться на российском рынке уже под видом российских компаний, вешают российские лейблы, выкручиваются, как могут.

Есть еще вопрос с инвестициями, так как внешние инвестиции импортозамещения очень сомнительны, но откуда такое беспокойство на Западе? Многие западные инвесторы активно борются с нашим продовольственным эмбарго. Они понимают, что вернуться обратно на этот рынок будет уже почти невозможно. Поезд уйдет, если мы сами не заполним лакуны, то – это сделает Азия, и уже Европа не вернется. И это может случиться надолго.

Это очень серьезно, отсюда такие метания Siemens и других компаний. Ясно, что можно встроиться в Siemens, но можно строить и свои предприятия.

Наш народ, наша власть – очень добрые. Яркий пример нашей доброты – это Болгария, которая не раз оказывалась в позиции – против нас, а мы все прощаем и прощаем… Помните, как Греция солидарно голосовала за санкции против РФ, прекрасно понимая, что это будет вызывать у нее некоторые проблемы? Почему из особой любви к грекам мы должны снимать продовольственное эмбарго? Они выторговали себе неплохие условия, они взяли кучу кредитов, и отдавать им пока часть из них не придется. Был же разговор: «Кризис, дайте нам кредит, чтобы мы выправили ситуацию с Евросоюзом…»! Это означает спасать Евросоюз за наши деньги, понимаете? Зачем это делать? Греция живет в другой семье и не подала на развод.

Никаких поблажек быть не должно. Если Греция будет голосовать против санкций, тоже еще вопрос, стоит ли давать такие поблажки? Санкции ввести легко, а отменить их почти невозможно. 28 стран голосуют в Евросоюзе. Вот Эстония, Литва, Польша… Да там революция грянет, если проголосуют за отмену санкций! Поэтому и санкции, и контрсанкции на очень долгое время, почти что навсегда. 

Записал Станислав ЖУРАКОВСКИЙ